Захват заложников

Относительно компенсации морального вреда суд отмечает следующее.

В соответствии со ст. 15 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, право наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда. Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в ч 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Если не соответствующие действительности порочащие сведения распространены в средствах массовой информации, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений. При этом подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и не вести к ущемлению свободы массовой информации.

Учитывая, что истец обвинен в совершении особо тяжкого преступления- совершении террористического акта, широкий общественный резонанс событий в Беслане 1 сентября 2004 г., степень распространения информации и ее характер, суд полагает разумным и достаточным взыскать в пользу истца в счет компенсации морального вреда 50.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Басманный районный суд города Москвы.

Подпись судьи Басманного суда г. Москвы С.Ф. Вознесенского 16. 06.05г.

Решение выдано после истечения срока кассации в высшую судебную инстанцию


Дело № 2[[70]]

Угроза расстрелом заложника и иные действия, совершенные в целях понуждения государства к выполнению какого-либо действия как условия освобождения заложника, охватываются составом преступления, предусмотренного ст.206 УК РФ, и в данном случае дополнительной квалификации по ст.205 УК РФ не требуется.

Б. и X. признаны виновными (наряду с другими преступлениями) в захвате и удержании лиц в качестве заложников в целях понуждения государства совершить какое-либо действие как условие освобождения заложников, а также в терроризме.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, Военная коллегия Верховного Суда РФ приговор в отношении указанных лиц изменила по следующим основаниям.

Действия Б. и X., связанные с захватом и удержанием заложников, с требованием предоставить оружие и самолет, угрозами расстрелом заложников и созданием угрозы для жизни людей путем взрыва канистр с бензином, квалифицированы наряду со ст.206 УК РФ и по ст.205 УК РФ как терроризм.

Между тем из материалов дела усматривается, что угрозы расстрелом заложников и производство выстрелов из автоматов в воздух не были направлены на нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органом власти, а преследовали цель добиться от военного командования выполнения требований о предоставлении оружия и самолета, чтобы вылететь с острова. Канистры же с бензином занесены в автомобиль, а затем в салон самолета в других целях.

При таких обстоятельствах Военная коллегия пришла к выводу о том, что указанные действия Б. и X. охватываются составом преступления, предусмотренного ст.206 УК РФ, в совершении которого они признаны виновными, и не требуют дополнительной квалификации по ст.205 УК РФ.

Определение N 2-0122/99  по делу Бугаева и др.

Заключение


Уголовное законодательство нашего государства норму о захвате заложника восприняло из международного права, в соответствии с которым оно классифицировалось как преступление международного характера.

В международной практике случаи захвата заложников встречались еще в древние времена. Во второй половине ХХ в. это явление получило распространение в деятельности различных террористических групп Германии, Италии, Франции, Испании, в том числе, когда граждане одних государств захватывали граждан других государств. В нашей стране во второй половине 90-х гг. всплески этого преступления отмечаются в местах лишения свободы и районах Северного Кавказа.

Северный Кавказ - самый сложный регион в стране с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Иначе его можно назвать зоной устойчивой нестабильности. Наиболее опасным и нестабильным регионом здесь все последние десять лет являлась Чеченская Республика. Чечня давно превратилась в базу международного терроризма, на ее территории создана агентурная сеть иностранных разведслужб, орудуют террористы и наемники из зарубежных стран. Одна из проблем, которую породила Чечня, - похищение и захват заложников с целью дальнейшего выкупа. Сегодня мы столкнулись с новой формой организованной преступности или криминального бизнеса - торговлей людьми.

Данный вид преступления получил в Чечне расцвет в период правления Дудаева, Яндарбиева, Масхадова, и в первую очередь от этого пострадали сами чеченцы. По нашим данным, число похищенных чеченцев в самой Чеченской Республике с целью выкупа составило 3,5 тысячи человек. Захват заложников получил характер преступной эпидемии и стал распространяться в регионы Закавказья, затем он охватил Поволжский регион, в том числе и Астраханскую область, потом центр России - в частности Москву и прилегающие к ней области, а сейчас мы наблюдаем распространение этого вида преступления в страны Балтии - бывшие республики Советского Союза.

В последние годы стало характерным то, что состав преступных группировок по похищениям людей имеет разнородный национальный состав, т.е. в них представлены бандиты разных этнических групп. Различные криминальные группы стали налаживать между собой прочные связи, а это значит, что, допустим, московские и питерские группы похищают наиболее “перспективных” заложников и затем переправляют их в республики Северного Кавказа с целью дальнейшего получения выкупа.

Перспективные заложники - это определенная группа крупных предпринимателей, банковских или государственных служащих, в сфере деятельности которых находятся мощные финансовые потоки или крупный оборот денег. Это те люди, которые способны заплатить выкуп за себя или своих родственников. Сейчас крупные преступные группировки, занимающиеся похищением людей, стали создавать свои банки данных на богатых и перспективных граждан по всем регионам России. В банк данных заносят род деятельности таких граждан, круг их связей, привычки и наклонности, способности “делать деньги”, перечень их родственников и т.д. Затем человек отслеживается и в подходящий момент похищается. Дальнейшая схема действий бандитов примерно известна многим, и описывать ее нет необходимости.

Сколько граждан было похищено за весь период вакханалии и разброда в Чеченской Республике, начиная с 1990 года, не знает никто, потому что официального банка данных похищенных людей нет по настоящее время. Часть заложников была освобождена, часть либо погибла во время боевых действий, либо казнена своими похитителями.

С началом боевых действий на территории Дагестана, а затем Чечни розыск заложников усложнился, т.к. часть преступных группировок переместилась в соседние республики, где занимается этим бизнесом и сейчас, а другая часть влилась в бандформирования и вместе с заложниками ушла в горные районы Чечни.

В современной практике захват заложников сопровождается требованиями не только политическими, но и нередко материального характера (вымогательство имущества, денег).

Учитывая характер и степень общественной опасности захвата заложника, законодатель относит его к числу тяжких преступлений, а при квалифицирующих обстоятельствах - к особо тяжким. Это преступление нарушает общественную безопасность, ставит под угрозу жизнь и здоровье нередко значительного числа лиц, ограничивает личную свободу и нарушает безопасность и неприкосновенность человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах и гарантированные ст. 22 Конституции РФ. Относясь
к числу транснациональных, конвенционных преступлений, захват заложника может также причинять вред деятельности России в сфере межгосударственных отношений.

Предупреждение актов по захвату заложников должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях: 1) воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом, так как в последнее время массовый захват заложников связан именно с террором. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление и предотвращение захвата заложников, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов возможного преступления, его причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося акта захвата заложников в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителейпреступления, что, как известно, очень трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с захватом заложников преступлений, как терроризм, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с заложничеством принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

Помимо названных направлений борьбы с таким явлением как захват заложников необходимо бороться с этим злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство, регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

Включение в уголовный кодекс специального состава преступления – захват заложников – представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.

Список литературы


1.                 Конституция РФ от 12.12.1993.

2.                 Федеральный закон «О борьбе с терроризмом в РФ» от 25.07.98 №130-ФЗ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать