Классификация допроса.
Бывают различные виды допроса. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают:
- допрос свидетеля;
- допрос потерпевшего;
- допрос подозреваемого;
- допрос обвиняемого.
Если в основании классификации лежит возраст допрашиваемого, допрос делится на:
- допрос малолетнего;
- допрос несовершеннолетнего;
- допрос взрослого.
Допрос может быть проведен без участия третьих лиц, либо с их участием, а именно: с участием защитника, эксперта, специалиста, родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагога, переводчика.
Допрос может быть:
- первоначальным;
- повторным;
- дополнительным.
Подготовка к проведению допроса.
Подготовка к проведению допроса является одним из условий получения от допрашиваемого лица полных и достоверных показаний. В ходе подготовки к допросу следователь обязан выполнить следующие действия:
1) тщательно изучить материалы уголовного дела и на основе полученной информации определить или уточнить процессуальное положение лица, вызываемого на допрос.
2) определить предмет показаний лица, вызываемого на допрос. Если у следователя нет четкого представления об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе допроса, то в результате может оказаться, что некоторые существенные для дела обстоятельства остались не установленными, невыясненными, и в то же время, в показания допрошенного лица сообщаются сведения, не имеющие отношения к делу.;
3) изучить социально-демографические данные, психологические, психофизиологические качества и состояние вызываемого на допрос лица. Разумеется, заранее трудно предусмотреть, знание, каких именно качеств и состояний личности потребуется при допросе, однако в любом случае, желательно иметь представление о таких особенностях личности допрашиваемого, как пол, возраст, образование, профессия, интересы, уровень культуры и правосознания, взгляды, психологические качества (характер, темперамент, воля, эмоциональные черты), возможные психологические состояния в момент допроса (растерянность, подавленность, страх, самоуверенность и др.).
Информацию о личности допрашиваемого можно получить из материалов уголовного дела и в результате оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой с этой целью органами дознания по отдельному поручению следователя;
4) определить круг лиц, которые должны участвовать в допросе (защитник, переводчик, педагог и др.), и принять меры к тому, чтобы они явились в назначенное место и в определенное время;
5) определить время и место допроса, способ вызова лица на допрос;
6) определить последовательность производства допросов. В первую очередь целесообразно допросить:
лиц, располагающих наиболее важной информацией;
лиц, которые в силу объективных и субъективных причин могут по истечении некоторого времени забыть отдельные обстоятельства или детали расследуемого события (больные, малолетние, престарелые и др.);
лиц, находящихся в материальной или иной зависимости от обвиняемого (подозреваемого).
Если по делу предстоит допросить несколько обвиняемых (подозреваемых), то предварительно необходимо изучить систему взаимоотношений, сложившихся в группе лиц, совершивших преступление, с тем, чтобы определить последовательность их допросов с учетом характера их взаимоотношений;
7) подготовить доказательства, которые предполагается предъявить или использовать во время допроса, и предусмотреть возможные аргументы на тот случай, если допрашиваемый попытается опорочить или опровергнуть те или иные доказательства;
8) подготовить необходимые средства фиксации показаний допрашиваемого (бланки протоколов, аудио- и видеоаппаратуру, пишущую машинку и т.п.), а также условия для производства допроса (убрать с рабочего стола все, что может отвлекать допрашиваемого, исключить или хотя бы ослабить воздействие на допрашиваемого внешних раздражителей и т.п.);
9) составить план допроса (письменный или устный), в котором должны быть предусмотрены:
обстоятельства, подлежащие установлению в ходе допроса;
вопросы, которые следует задать допрашиваемому, и последовательность их постановки;
доказательства, которые следует предъявить допрашиваемому с целью получения необходимых показаний и пояснений.
Содержание организационно-подготовительных действий следователя определяется в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств расследуемого дела, процессуального положения допрашиваемого и значимости ожидаемых от него показаний, технической оснащенности следственного подразделения и ряда других факторов.
Полученные от допрашиваемого лица сведения могут служить доказательствами по уголовному делу при условии соблюдения установленной законом процедуры допроса. Однако закон не в состоянии регламентировать деятельность следователя, выполняемую в целях получения показаний от лиц, которые по тем или иным причинам не желают давать показаний либо не могут их дать в силу того, что требуемые сведения сохранились в их памяти в виде отдельных фрагментов и т.п. Поэтому для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое выражение в применении тактических приемов при производстве допросов. Тактические приемы допроса представляют собой разработанные в криминалистике и апробированные следственно-судебной практикой не противоречащие закону научно обоснованные способы, методы установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний.
Тактические приемы разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и целям их применения. Однако из всего разнообразия тактических приемов, некоторые из них являются универсальными, так как применяются при производстве любого допроса.
С тактической точки зрения допрос может быть разделен на следующие стадии: подготовительную (вступительную), свободный рассказ допрашиваемого и его ответы на вопросы следователя.
На подготовительной (вступительной) стадии следователь устанавливает личность явившегося на допрос и его анкетные данные, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности, решает вопрос об участии переводчика, предупреждает потерпевшего и свидетеля, достигших шестнадцатилетнего возраста, а также эксперта об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Основной задачей этой стадии допроса является создание оптимальных условий для получения показаний от допрашиваемого и обеспечение достоверности показаний. Для этого необходимо установить психологический контакт с допрашиваемым. Такой контакт может быть достигнут применением достаточно распространенного и во многих случаях оправдывающего себя тактического приема, суть которого заключается в проведении следователем «разведывательной» беседы с допрашиваемым.
Беседуя на отвлеченные темы, следователь должен выяснить, какие из них наиболее близки допрашиваемому, и сосредоточиться на их обсуждении. При этом не следует без необходимости акцентировать внимание на прежних судимостях допрашиваемого и данных, характеризующих его с отрицательной стороны. Спокойная беседа с допрашиваемым снимает его внутреннее напряжение, уменьшает его волнение. В ходе такой беседы следователь получает дополнительную информацию о мыслительных, речевых и других психологических свойствах допрашиваемого, которые имеют значение для определения тактики производства допроса в следующей его стадии. Для того чтобы беседа была результативной, следователю необходимо выработать в себе умение мысленно становиться на позиции собеседника и, самое главное, проявлять искреннюю заинтересованность. В ходе подготовки к допросу следователь должен настроиться на то, что беседа может оказаться достаточно длительной, чтобы во время допроса не проявлять нетерпение, торопливость и т.п.
На стадии свободного рассказа допрашиваемый, по предложению следователя, сообщает сведения об обстоятельствах, по поводу которых он вызван на допрос. Свободное изложение дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить отдельные обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для следователя. Следователь должен внимательно, не перебивая и не останавливая допрашиваемого, выслушать его свободный рассказ. Даже в тех случаях, когда допрашиваемый, заведомо для следователя, дает ложные показания, их необходимо выслушать, поскольку тогда допрашиваемый нередко понимает, что его показания контролируются, а потому приходит к выводу о бесполезности лжи. В ходе допроса нельзя проявлять недоверие к показаниям, допускать грубость, насмешки, невнимательность и т. п. Если в ходе свободного рассказа обнаруживается, что допрашиваемый отклонился от предмета допроса, следователь должен предупредить его о необходимости давать показания по существу заданных вопросов. В случае необходимости следователь может напомнить вопросы, по поводу которых следует давать показания, и задавать допрашиваемому побуждающие вопросы, активизирующие свободное изложение им сведений. Если допрашиваемый сообщает не все сведения, представляющие интерес для следователя, либо сообщаемые сведения противоречат материалам уголовного дела, допрос переходит в стадию ответов на вопросы. На этой стадии допроса могут применяться различные тактические приемы, побуждающие допрашиваемого к даче показаний. Эти приемы основаны на постановке следователем вопросов, направленных на получение от допрашиваемого дополнительных сведений о тех или иных фактах, обстоятельствах (дополняющие вопросы) либо на уточнение показаний и устранение неточностей и противоречий в показаниях (уточняющие вопросы). Формулируя уточняющий вопрос, следователь может сопоставить имеющиеся в показаниях несоответствия, противоречия и предложить допрашиваемому объяснить, в какой части его показания следует считать достоверными.
В тех случаях, когда допрашиваемый не может вспомнить какие-либо факты (обстоятельства), следователь формулирует вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, с целью восстановления в памяти воспринятых допрашиваемым фактов (напоминающие вопросы).
Если есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным причинам сообщил неправильные сведения, следователь проверяет возникшее предположение путем постановки вопросов, направленных на выяснение условий восприятия события или факта, о которых допрашиваемый дает показания, а также установление иных источников сообщаемых сведений (контрольные вопросы). При этом недопустимо задавать вопросы, в формулировке которых содержится ожидаемый, желательный ответ (наводящие вопросы).