Меры пресечения и порядок их применения
p> Наблюдение командования воинской части. (ст.100 УПК) за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружённых Сил РФ, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку по вызовам лица
, производящего дознание и т.д.
Данная мера пресечения может применяться только к военнослужащим срочной службы и выражается в том. что последние не увольняются из расположения части, лишаются права ношения оружия, не назначаются в караул и т. д.

Командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.394 УПК) родителей, опекунов, попечителей, а в случае, когда несовершеннолетние воспитываются в закрытых детских учреждениях – отдача под надзор администрации этих учреждений.

Отдача под присмотр состоит в принятии на себя кем - либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение.
При отобрании подписки о принятии под присмотр родители и т.д. предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности. К родителям, опекунам, попечителям, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае нарушения ими принятого обязательства применяются меры , предусмотренные ч.2.ст.94. УПК – речь идёт о денежном взыскании в размере до одного минимального размера оплаты труда или применении меры общественного воздействия.

Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

Правовая основа: ст.ст. 96-98 УПК, ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и отдельные нормы, содержащиеся в других нормативных актах. К примеру, правовой статус лиц, содержащихся под стражей, ограничен в рамках права на выборы.

Заключение под стражу -- это наиболее строгая мера пресечения, и поэтому её применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия её применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Значение применения предварительного заключения под стражу определяется прежде всего тем, что оно является наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения их целей.

По общему правилу арест возможен по делам, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года (ч.1.ст96 УПК). Только в исключительных случаях лицо подвергается заключению под стражу. Если наказание ему грозит менее суровое -- до года лишения свободы включительно, исправительные работы, штраф и др. Как уже было отмечено выше, по делам о тяжких преступлениях, указанных в ч.2. ст.96 УПК (в их число входят и государственные преступления), заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.

При избрании мерой пресечения заключения под стражу должны соблюдаться требования ст.11 УПК. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Лицо, подвергнувшееся аресту имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей. Постановление судьи об освобождении лица из- под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению. Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишённого свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором (ст.11 УПК).

В ст.22 Конституции РФ сказано: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Тем не менее в УПК и на практике до сих пор действует правило, что на заключение под стражу санкцию даёт прокурор. Санкционирование постановления об избрании рассматриваемой меры пресечения прокурором
-- важная гарантия от необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях. Отказ в санкции равносилен указанию прокурора и поэтому согласно ст. 211 УПК должен иметь письменное выражение с обязательным последующим подшиванием к делу.

Право давать санкцию на арест принадлежит (ч.3-4 ст.96 УПК):
1)- Генеральному прокурору РФ;
2)- Главному военному прокурору;
3)- Прокурорам республик, краёв, областей, городов, автономных областей и их заместителям ;
4)- Прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам;
5)- военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Поэтому они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, подвергнуты допросу без согласия соответствующей палаты
Федерального Собрания РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, а также за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены её постановлением судьи, вынесенном в порядке, предусмотренном ст.220.2 УПК, возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, может быть обжаловано в суд на общих основаниях (ч.5 ст.96 УПК).

Порядок содержания лиц, заключённых под стражу определяется ФЗ РФ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Местами предварительного заключения являются следственные изоляторы. В отдельных случаях лица, взятые под стражу в порядке применения меры пресечения, могут содержаться в изоляторах временного содержания; подозреваемые и обвиняемые военнослужащие -- на гауптвахте, а осуждённые, отбывающие наказание в ИТК и в ВТК и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолировано от осуждённых, отбывающих наказание.

Сроки содержания под стражей: Важная гарантия законных интересов личности -- установление предельных сроков содержания под стражей и порядка продления. Содержание под стражей при расследовании преступлений по уголовным делам не может продолжаться более дух месяцев. Этот срок может быть продлён районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненных к ним прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения до трёх месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором республики, края, области, военным прокурором вида Вооружённых Сил РФ, группы войск и приравненным к ним прокурором до шести месяцев, а
Генеральным прокурором РФ и Главным военным прокурором до девяти месяцев со дня заключения под стражу.

Продление срока содержания под стражей свыше девяти месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ – до одного года и Генеральным прокурором РФ – до полутора лет. Вопрос о содержании обвиняемого под стражей на срок свыше одного года предварительно рассматривается на коллегии Генеральной Прокуратуры РФ. Дальнейшее продление срока не допускается , содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения годичного ( полуторагодичного) срока содержания под стражей. Несмотря на критику данного положения
Конституционным Судом РФ, время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей тем не менее в качестве меры пресечения не учитывается. В сроки содержания под стражей в период дознания и предварительного следствия не включается также установленное процессуальным законом время нахождения дела в суде, если в результате рассмотрения дела судом первой или кассационной инстанции дело возвращено на новое расследование. В случае отмены приговора в порядке надзора сроки содержания обвиняемых под стражей при производстве дознания и предварительного следствия исчисляются со дня вынесения определения или постановления суда.

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истёк, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, то есть обычно прокурором района, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учётом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в общем порядке и пределах. Например, до рассмотрения дела судом и соответственно до направления его на дополнительное расследование, на стадии предварительного расследования обвиняемый был под стражей 2 месяца. После направления дела для предварительного расследования на 1 месяц, то есть до трёх в общей сложности , срок продляет прокурор района ( осуществляющий надзор за следствием). Дальнейшее продление срока ввиду особой сложности дела может быть осуществлено прокурором республики, края, области и т. д.
-- до 6 месяцев.

Продление срока содержания под стражей является поводом для обжалования в суд содержания под стражей и судебной проверки его законности и обоснованности в порядке, предусмотренном ст. ст.220 -1 и 220- 2 УПК (ст.97 УПК).

Жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление срока содержания под стражей приносятся в суд:
1)- лицом, в отношении которого избрана мера пресечения -- заключение под стражу;
2)- лицом, содержащимся под стражей;
3)- его защитником или ;
4)- законным представителем непосредственно либо через лицо, производящее дознание, следователя, прокурора. Принесение жалобы впредь до её разрешения не приостанавливает действия постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения и не влечёт освобождения лица из - под стражи, если это не найдёт сделать нужным лицо, производящее дознание, следователь или прокурор (ст.220-1 УПК).

Судебная проверка законности и обоснованности ареста применения заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно законности и обоснованности продления срока содержания под стражей производится судьёй по месту избрания к нему таковой меры пресечения. Исходя из анализа положений Конституции РФ и международно - правовых актов. Изложенных в Постановлении
Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 года, можно сделать вывод о том, что жалобу о проверке законности и обоснованности избрания заключения под стражу обвиняемый (и другие на то уполномоченные законом лица) может подать в любой суд. Суд должен принять таковую и в случае необходимости направить её по подведомственности.

Судья обязан проверить законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей не позднее 3 суток со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность заключения под стражу в качестве меры пресечения. Судебная проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя лица, содержащегося под стражей. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещённых о дне рассмотрения жалобы, не является препятствием для судебной проверки.

Судья вызывает в заседание лицо, содержащееся под стражей.
Судебная проверка в отсутствие этого лица допускается лишь в исключительных случаях, когда это лицо ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании.

Вначале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в заседание лицам, разъясняет им права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в рассмотрении жалобы, обосновывает её, после чего заслушиваются другие, явившиеся в заседание лица.

В результате судебной проверки судья выносит одно из следующих постановлений:
1)- об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из - под стражи;
2)- об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае, если в заседание не были представлены материалы , подтверждающие законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, судья выносит постановление об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из - под стражи.

В случае незаконного применения заключения под стражу в качестве меры пресечения причинённый гражданину ущерб возмещается государством в полном объёме (ст.58.1 УПК).

Постановление судьи должно быть мотивированным. Судья вправе одновременно с вынесением постановления об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу избрать любую другую предусмотренную законом меру пресечения. Копия постановления судьи направляется прокурору и заявителю, а в случае принятия решения об освобождении лица из - под стражи – также по месту содержания лица для немедленного исполнения. Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в заседании -- то, как в указанном выше случае, освобождается из - под стражи немедленно в зале судебного заседания.

В соответствии с ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст.ст.49-50) основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи являются: а)- судебное решение; б)- постановление следователя, органа дознания или прокурора; в)- постановление начальника места содержания под стражей или прокурора , осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.

Освобождение производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора. Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора. Если же соответствующее решение об освобождении либо о продлении срока содержания под стражей не поступило, то начальник места содержания под стражей освобождает его своим постановлением.

Освобождённому выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счету, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Он также в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону.

Заключение.

Мы рассмотрели -меры пресечения -- одну составную часть большой главы уголовного процесса -- меры уголовно - процессуального принуждения, и убедились, что много спорного остаётся в прочтении разными учёными в понятиях и основаниях применения мер пресечения.
Т. к. меры пресечения в основном связаны с ограничением или лишением свободы граждан, в связи с чем затрагиваются их конституционные права и свободы, то их применение требует от лиц, полномочных на то, осторожного подхода к применению с тщательным разбором материалов по делу. Тем более, что важной гарантией интересов личности является судебная проверка законности и обоснованности применения мер пресечения.

Литература.

1. Конституция РФ.
2.Уголовно - процессуальное право РФ, учебник, под ред. П.А. Лупинской,
Юрист, М - 1997г.
3.Научно - практический комментарий к УПК РФ под редакцией
В.М.Лебедева, «Спарк» - М, 1997г.
4. ФЗ РФ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» , Российская газета - 1995г.от 20.07.
5. Рыжаков А.П. «Меры пресечения» - М, Информац. - издат. дом «Фитиль»,
1996г.
6. Даньшина Л.И. «Меры пресечения при производстве по уголовному делу», Учебное пособие - М, МВД РФ, 1991г.
7. Тетерин Б.С.; Трошкин Е.З. «Возбуждение и расследование уголовных дел»- М, 1997г.
8. Рыжаков А.П. «Предварительное расследование», Тула - 1996г.
9. Дмитриевская С.Ф. «О судебном контроле за арестом и содержанием под стражей», Советская юстиция - 1992г., №7.
10. Азаров В.А. «Уголовно - процессуальные и оперативно - розыскные средства достижения цели раскрытия преступлений», «Государство и право»- 1997г. №10.
11. Данилов «Не смотрите следователю в глаза слишком пристально»,
«Огонёк» - 1998г. №35.
12. Груева Е. «Невидимые миру слёзы», «Итоги»-1998г., №31.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать