Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в постсоветский период позитивное самоутверждение русских осуществлялось главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции, обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.
Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет также учет факторов, способствующих его распространению. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
– рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
– социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
– наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;
– стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;
– отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
– наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных государствах.
К числу внутренних факторов роста терроризма, относятся:
– наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;
– образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);
– наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;
– ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;
– наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
– сплоченность и иерархичность преступной среды;
– утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
– обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительного контингента граждан;
– настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;
– слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;
– низкий уровень политической культуры в обществе;
– широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.
Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда – эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.
Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом (а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится коллективным заложником в руках террористов.
Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные акции потеряли бы всякий смысл.
Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:
· Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)
· Опасность вызвать к активной деятельности подражателей
· Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией переговоры
· Взятие интервью у детей – жертв террористов
· Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения полиции, пытающейся разрешить инцидент
· Ненужное травмирование родных и близких жертв
· Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса
Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей, читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги, которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер: достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.
1.4 Определение терроризма в Уголовном кодексе РФ.
Для правоприменительной практики единственным является определение терроризма, которое дается в уголовном законе (ст. 205): “…совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо для оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях”. Кроме того, закон дает определение террористического акта (ст.277): “Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность…”.
Кроме того, Российский уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за “заведомо ложное сообщение об акте терроризма”, “заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели наступления иных общественно опасных последствий” (ст.207).
1.5 Цели и мотивы терроризма.
В российском УК наиболее существенным признаком терроризма являются его цели – нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие неугодных решений органами власти. Мотивы, формирующие эти цели, могут быть различными: этническими, религиозными, собственно криминальным (запугать правоохранительные органы, конкурентов по криминальным сферам влияния и др.).
Объектом террористических посягательств выступают, с одной стороны, люди – жертвы таких посягательств, а с другой – существующий порядок, в том числе, порядок управления, территориальная целостность, отправление правосудия, политическое устройство и т. д.
Но мотивы терроризма – это не только насилие, нажива, месть и т.д. Ныне терроризм в значительной степени превратился в политический феномен и мотивы совершения терактов тоже стали в значительной степени политическими или комбинированными. Конечно, среди террористов есть и уголовники, для которых политические требования лишь ширма, или они являются оружием в руках политиков, религиозных экстремистских организаций и т.д. В ряде случаев, чтобы уменьшить ответственность террористов и вывести преступление из разряда международных, политический терроризм превращают из политического в обычное уголовное преступление.
1.6 Рекомендации специалистов по борьбе с терроризмом.
Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться – это публичное использование страха политиками или масс-медиа.
Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и деперсонализация врага – это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку.
Антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов в Москве стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к "очищению" России от, теперь уже, кавказских террористов; даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы – только чеченцев или всех "лиц кавказской национальности".
Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами: никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса, никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа; должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор; должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку; государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.