Более подробно положения Декларации были раскрыты в "Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания". Особого внимания заслуживает норма, возлагающая на государства обязательство принимать меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм обращения и запугивания в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.
Подобные нормы содержатся и в "Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка". Этот документ является своего рода международным кодексом этических норм для полиции и других правоохранительных органов. В его основе лежит идея о том, что должностные лица, осуществляющие полицейские функции при выполнении своих обязанностей должны уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. В частности, Кодекс предусматривает необходимость сохранения в тайне сведений конфиденциального характера, которые могут относиться к личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких лиц и особенно их репутации (ст.4); запрещает осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения (ст.5). Для достижения целей и задач, изложенных в этом документе, международным сообществом были разработаны "Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка", которыми следует руководствоваться при осуществлении полицейских функций, а также при отборе, в ходе основного обучения и на всех последующих курсах переподготовки и повышения квалификации и подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Эти требования нашли отражение в "Основных принципах независимости судебных органов"; " Основных принципах, касающиеся роли юристов" и "Руководящих принципах, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование". Эти документы также предусматривают необходимость обеспечения в уголовном правосудии эффективности, беспристрастия и справедливости по отношению к участникам уголовного процесса. Судьи, юристы и лица, осуществляющие судебное преследование, должны сознавать идеалы и соблюдать этические нормы, присущие их деятельности, быть осведомлены о законодательных мерах по защите прав субъектов уголовно-процессуальных отношений. Особая роль отводится закреплению и применению руководящих принципов на национальном, региональном и международном уровнях. Сотрудники правоохранительных органов, обеспечивающие безопасность субъектов уголовно-процессуальных отношений, должны иметь высокие морально-этические качества, необходимую профессиональную подготовку, обладать навыками сотрудничества с защищаемыми лицами.
Наряду с процессом принятия международных норм, которые призваны обеспечить должное функционирование судебных и правоохранительных органов, шел процесс выработки документов, ориентированных на надежную защиту должностных лиц этих органов при добросовестном осуществлении ими своих функций. В частности, в "Основных принципах, касающихся независимости судебных органов", отмечается, что безопасность судей необходимо надлежащим образом гарантировать государством и закреплять в конституции или законах страны (п.11). Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия (п.4). Каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции (п.7).
В "Основных принципах, касающихся роли юристов", обращается внимание на то обстоятельство, что профессиональные ассоциации юристов играют основополагающую роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики в защите своих членов от преследования, неправомерных ограничений и посягательств. Правительства государств должны предоставить юристам возможность выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.
Начиная с 1995 г. ООН стала проводить более интенсивную работу по выработке принципов и стандартов защиты участников уголовного судопроизводства. Мировое сообщество было обеспокоено тем, что "жертвам преступлений.., а также зачастую их семьям, свидетелям и другим лицам, оказывающим им помощь, несправедливо наносится ущерб, телесные повреждения или ущерб их собственности и что, помимо этого, они могут подвергаться лишениям при оказании содействия судебному преследованию правонарушителей". Возникла настоятельная необходимость принятия международных и национальных мер по обеспечению всеобщего и эффективного признания и уважения прав участников уголовного судопроизводства.
Самым значительным событием в исследуемой области стала "Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью", принятая с целью оказания помощи правительствам и международному сообществу в их усилиях, направленных на обеспечение справедливости и представления доступа к правосудию указанной категории лиц. В основу данного документа легли принципы справедливого обращения с жертвами и свидетелями преступлений, закрепленные "Законом о защите жертв и свидетелей преступлений" от 12 октября 1982 г. (США).
Впервые Декларация дала определение и всесторонний анализ термина "жертвы", являющего ключевым в рассматриваемом документе. Под этим наименованием понимаются лица, которым был причинен вред в виде телесных повреждений или морального ущерба, эмоционального страдания, материального ущерба или существенного ущемления их основных прав и законных интересов в результате совершения преступного действия или бездействия, предусмотренного национальным уголовным законом. На основании Декларации то или иное физическое лицо считается и должно быть признано "жертвой" независимо от того, был ли установлен, задержан, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между пострадавшим и преступником. Термин "жертва" в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев потерпевшего от противоправного деяния, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать ему помощь или предотвратить виктимизацию.
Описанные основания для отнесения лица к категории жертв преступлений дают возможность утверждать, что любой участник уголовного процесса в случае оказания на него противоправного воздействия становится "жертвой". В то же время, следует различать понятия "жертва преступления" и "жертва злоупотребления властью". В первом случае речь идет о любых преступлениях в отношении рассматриваемой категории лиц, во втором — о непреступных деяниях, требующих самостоятельного рассмотрения процедурных и материальных проблем.
Декларация также закрепила основные принципы правосудия для жертв преступлений. Сформулированные для указанной категории лиц принципы образуют единую систему, так как находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности.
Среди них особо важное значение имеют следующие:
· справедливое обращение с жертвой преступления;
· обеспечение жертве преступления доступа к механизмам правовой и административной защиты;
· защита от запугивания и мести;
· обеспечение права на представление необходимой информации;
· использование неофициальных механизмов;
· обеспечение права на реституцию, компенсацию и социальную помощь.
Наиболее значимым
является принцип справедливого обращения с жертвой преступления, так как
обеспечение справедливости обоснованно считается центральной проблемой правосудия.
Декларация требует относиться с пострадавшими от противоправных деяний с
состраданием и уважать их достоинство.
Судебные и административные механизмы должны действовать оперативно, быть
доступными, в большей степени отвечать потребностям и интересам жертв. На любом
этапе судебного разбирательства они вправе изложить свои мнения и пожелания,
когда затрагиваются их личные интересы.
Защита от запугивания и мести как принцип правосудия для жертв преступлений опирается на п.6.d. Декларации, в котором говорится о целесообразности "принятия мер для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести".
Работники системы правосудия обязаны:
а) разъяснять жертве преступления ее роль и значение как участника процесса;
б) своевременно ставить жертву в известность и предоставлять достаточную информацию о сроках, объеме, ходе и результатах предварительного следствия и судебного разбирательства;
в) знакомить жертву, стремящуюся получить компенсацию с помощью судебных и административных механизмов, с ее правами;
г) информировать жертву о наличии медицинских и социальных услуг, другой соответствующей помощи, а также обеспечить ей полную возможность пользоваться ими.
Здесь же закреплен принцип использования неофициальных механизмов, который применяется в целях урегулирования споров между жертвой преступлений и обвиняемым, содействия примирению и возмещению ущерба. К неофициальным механизмам относятся посредничество, арбитраж, суды обычного права, местная практика (п.7). Закрепление данного принципа направлено прежде всего на удовлетворение стремления жертв к разрешению конфликта по крайней мере в той же степени, что и при использовании официальной системы. Для реализации своих обязательств перед жертвами государства должны содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов. Если же они не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб, то допускается создание других фондов.
В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации следующим категориям жертв преступлений:
а) лицам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенным образом подорвали свое физическое или психическое здоровье;
б) семьям: в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали недееспособными в результате виктимизации.
Изложенные положения Декларации исходят из необходимости избирательного подхода в определении оснований для компенсационных выплат жертвам преступлений с учетом финансовых возможностей стран и акцентируют особое внимание на преступлениях против личности.