Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Мурманский Государственный Технический Университет
кафедра уголовного права
дисциплина: прокурорский надзор
Реферат по теме
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Выполнен студентом группы «НЭ-201»
Лахреевым Романом
Принял: Окулов А.В.
Мурманск
2002 год
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Предмет надзора 4
Полномочия прокурора 8
Протест и представление прокурора 13
Заключение 14
Литература 15
Введение
На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля,
их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций, что особенно актуально в наше время.
Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно, что касается прав и свобод человека Впервые вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Законе посвящена специальная глава. Четко определены предмет надзора, полномочия прокуроров в этой; жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политических, социально-экономических прав и свобод граждан.
Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина — задача огромной политической значимости. Ее решение требует больших разноплановых усилий государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом? Безусловно, большую роль в этом деле призваны играть суды. Но з реальной действительности сложилось обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности, для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над чем потрудиться и исполнительной власти, и органам местного самоуправления, и контролирующим органам, всем остальным звеньям государственного механизма и. конечно же, — органам прокуратуры.
Предмет надзора
1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и
гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и
должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную
деятельность организаций.
1. Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности
прокуратуры — наглядное подтверждение существенного усиления в современных
условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части обеспечивают
развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации, норм и принципов
международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод
человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического
правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в
Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры
по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет характеризовать
его как акт, полностью соответствующий международным стандартам, в том
числе стандартам Совета Европы. То обстоятельство, что предметом надзора
является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их
верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и
свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой
защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется
в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой
статус личности в государстве. Ограничение прав и свобод человека и
гражданина возмог лишь при наличии соответствующих оснований и только в
условиях, предусмотренных законом.
2. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в
Конституции, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут
устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве
составной части ее правовой системы.
Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Содержащийся в Конституции перечень личных прав и свобод исчерпывающий.
В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий.
В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и др.
3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина составляет предмет не только рассматриваемого в настоящей главе направления прокурорского надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности выполняется прокуратурой в процессе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, органами надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу — при реализации надзорных полномочий в ходе осуществления функции уголовного преследования. В этой связи необходимо иметь в виду, что в предмет надзора, определяемый настоящей статьей, входит соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не охватываются предметом других отраслей и направлений прокурорского надзора.
4. Перечень органов и дополнительных лиц. надзор за соблюдением прав и свобод которых осуществляет прокуратура, охватывает федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Включение в данный перечень органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций отражает специфику надзора в данной области. Интересы максимально полного обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия на них государственных структур не являются препятствием для выполнения прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратур объектов органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзорные функции прокуратуры не ослабли, не исключены из сферы ее надзора низовые звенья — предприятия, общества, объединения и др. Как правильно отмечается специалистами в области конституционного права, все законодательные акты в конечном счете замыкаются на сфере прав и свобод человека. Хорошо налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека, таким образом, может обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях их применения.
5. Общее правило о недопустимости подмены органами прокуратуры иных
государственных органов и должностных лиц действует в сфере надзора за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина без каких-либо изъятий.
Прокуроры должны постоянно видеть ту грань, которая отделяет их
деятельность от деятельности органов, осуществляющих контроль за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. В этих
целях им, так же как и в иных случаях, целесообразно иметь достаточное
представление о системе этих органов, их задачах и полномочиях. Характер
действий прокуроров должен определяться исключительно их компетенцией и не
распространяться пусть на близкую в известной мере пограничную, но тем не
менее не свойственную им область контрольной деятельности.
Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица с тем, чтобы они обеспечивали неуклонное и качественное выполнение возложенных на них обязанностей. Существенную роль в этом плане могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушения закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.
Закон не случайно указывает на недопустимость вмешательства органов
прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В сфере
надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина граница,
отделяющая правовые ситуации от оперативно-хозяйственной деятельности,
далеко не всегда бывает очевидной. Поэтому здесь особенно важна точность
правового анализа имеющихся в распоряжении прокурора фактических данных.
Прокурор имеет дело с той сферой деятельности, которой свойственна
законодательная урегулированность. Оперативно-хозяйственная деятельность,
как известно, таким признаком не обладает. В тех же случаях, когда для
решения правовых вопросов требуется характеристика оперативно-хозяйственной
деятельности, имеет смысл прибегнуть к помощи соответствующих специалистов.
Страницы: 1, 2