Государство, применяя различные виды лишения свободы, ставит перед ними специфические цели.
Прежде всего, лишение свободы применяется в интересах следствия для того, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления, не мешало его проведению или не скрылось от следствия и суда.
Глава II Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
2.1 Наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Новая мера наказания - пожизненное лишение свободы (ст. 57 Уголовного
кодекса РФ). Назначение пожизненного лишения свободы является относительно
новым для нашего законодательства, и было введено в 1992 году Верховным
Советом РСФСР в порядке помилования при замене смертной казни. Отдельным
видом наказания пожизненное лишение свободы стало после введения в действие
Уголовного кодекса РФ 1997 года. Раньше она применялась лишь при
помиловании, когда пожизненным лишением свободы заменялась смертная казнь.
Теперь её вправе применять суды, но только в качестве альтернативы смертной
казни, т.е. за совершение особо тяжких преступлений, за которые она
предусмотрена.
Включение пожизненного лишения свободы в систему наказаний отражает определенную тенденцию в развитии уголовной политики государства на современном этапе, в формировании которой должно учитываться состояние преступности, ее динамика и структура, которые, как известно, неблагоприятны и характеризуются в последние годы интенсивным ростом тяжких и особо тяжких преступлений насильственного, корыстно-насильственного и корыстного характера.
Сложившаяся криминологическая ситуация стимулирует принятие жестких
мер по борьбе с преступностью в том числе и в уголовном законодательстве.
Одной из таких мер является существенное повышение в новом УК сроков
лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений. Введение
пожизненного лишения свободы представляет собой логическое завершение
изменений в сроках данного вида наказания.
Пожизненное заключение в России не применялось более 70 лет, хотя и
законодательство, и судебная практика многих стран мира знают эту меру
наказания. Оно было известно и дореволюционному российскому уголовному
праву. Упоминание в санкциях статей этого наказания мы находим в Судебнике
1550 года, Соборном уложении 1649 года, в Воинских артикулах Петра I 1716
года, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и др.
Чаще всего применялась пожизненная каторга и ссылка на каторжные работы.
В западноевропейских странах практиковалась пожизненная ссылка в колонии, соединенная с каторжными работами, позднее пожизненное тюремное заключение. Во второй половине XX в. пожизненное заключение стало применяться на фоне отказа ряда стран от смертной казни.
Данное наказание предназначено в качестве альтернативы смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Следует отметить, что введению этого вида наказания предшествовала достаточно оживленная дискуссия в юридической литературе. Обращалось, в частности, внимание на то, что с точки зрения социальной реабилитации здесь перспектив нет, а сам вид этого наказания российской и советской наукой уголовного права отвергался.[20]
Обычно альтернативой смертной казни представляют такой род наказания
как лишение свободы, особенно такой его вид как пожизненное заключение.
Одна группа «альтернативщиков» считает пожизненное лишение свободы
наказанием пострашнее смертной казни. Поэтому даже тем осужденным, кто
просит себя расстрелять, они готовят вечные муки жизни.
Вторая группа является, видимо, сторонниками теории обезвреживания.
Пожизненное лишение свободы, говорят они, надежно изолирует преступника и
не дает ему совершать новых преступлений не хуже смертной казни, поэтому
общество будет чувствовать себя в безопасности[21].
Третья, самая «продвинутая» группа утверждает, что пожизненное заключение имеет общепредупредительное значение не меньше, чем смертная казнь, и сдерживающий потенциал обоих мер одинаков.
Не считают целесообразным применение этого вида наказания и ряд современных ученых.[22]
Не имея цели углубляться в эту дискуссию, ограничусь лишь указанием на то, что пожизненное лишение свободы по карательной мощи превосходит лишение свободы на определенный срок. Соответственно специфической целью пожизненного лишения свободы как вида уголовного наказания должны быть, на мой взгляд, ограждение общества от общественно опасного лица.
Пожизненное лишение свободы представляет собой крайне тяжкое наказание. Его существование в системе наказаний оправдано лишь потому, что его применение призвано сократить применение смертной казни. Исполнение этого наказания должно проходить в нормальных человеческих условиях, с учетом того, что осужденному придется оставаться в этих условиях всю жизнь, и, в лучшем случае, не менее 25 лет, пока не возникнет возможность для условно-досрочного освобождения.
Отдельным видом наказания пожизненное лишение свободы стало после
введения в действие Уголовного кодекса РФ 1997 года. Рассматриваемое
наказание применяется судами нечасто, хотя эта цифра растет: в 1998 году
оно было назначено 16 осужденным, в 1999 году - 55, в 2000 году - 75, в
2001 году - 98.
К началу 2001 года в местах лишения свободы содержались 1341 человек,
отбывающих пожизненное лишение свободы. Большинство из них - помилованные.
Все они совершили убийство при отягчающих обстоятельствах. Изучение
помилованных показало, что 70% из них осуждены за убийство двух и более
лиц, 35% - за убийство малолетних и несовершеннолетних или с целью сокрытия
других преступлений, 21% наряду с убийством совершили такие тяжкие
преступления, как изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, терроризм,
захват заложников и т. д. Подавляющее большинство (80%) ранее имели
судимости, из них половина - три и более. Более 50% ранее совершали
насильственные преступления.
Большинство осужденных (70%) составляют лица в возрасте 30-49 лет. У
них сформировались устойчивые антисоциальные убеждения, криминальное
мировоззрение. Они отчуждены от общества: 73,8% холосты или разведены.
Показателен факт, что 26% отказались ходатайствовать о своем помиловании.
Здоровье многих из них неудовлетворительно: 36% признаны больными
алкоголизмом, 30% имеют психические расстройства, не исключающие
вменяемости, психопатические изменения личности. Таким образом, контингент
осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, крайне негативен по
социально-психологическим и психиатрическим, криминологическим и уголовно-
правовым признакам, что предполагает применение в местах отбывания
наказания строгих мер по обеспечению безопасности общества и граждан путем
строгой изоляции осужденных и жестких условий их содержания, применения к
ним комплекса мер медико-психологического и психиатрического характера с
целью предупреждения с их стороны новых преступлений.
Рассматривая вопрос о правовой природе пожизненного лишения свободы, применяемого указом Президента РФ в случаях помилования осужденных к смертной казни, следует иметь в виду, что во многих отношениях оно имеет сходство с наказанием, обладает рядом его признаков. Но есть и существенные отличия. Так, рассматриваемая мера назначается указом Президента РФ, а не судом от имени государства. Президент применяет ее к лицу, ранее признанному виновным судом и осужденному к смертной казни приговором, вступившим в законную силу.
Следовательно, рассматриваемую меру, если она назначается в порядке помилования, нельзя считать видом наказания. Это своеобразная мера, назначаемая Президентом РФ взамен смертной казни, т.е. вид помилования.
Вопросы возникают и при определении правовой природы пожизненного лишения свободы, назначаемого по приговору суда. Разумеется, не вызывает сомнения, что данная мера является наказанием. Во многих странах пожизненное лишение свободы является разновидностью наказания в виде лишения свободы. Между тем в ст.44 УК РФ пожизненное лишение свободы указано как самостоятельный вид наказания.
Сравнение этого наказания с лишением свободы на определенный срок
показывает, что во многих отношениях они сходны. Но есть и отличие: срок
пожизненного лишения свободы не определен, ибо никто не знает, сколько
времени проживет осужденный. До недавнего времени существовала еще одна
особенность - все категории осужденных в колониях особого режима
содержались раздельно. Однако Федеральным законом от 9 марта 2001 г.
обязательность раздельного содержания отменена. Этим создана парадоксальная
ситуация, когда лица, осужденные к разным наказаниям, отбывают их вместе.
Более того, теперь вместе могут содержаться лица, осужденные к наказанию в
виде пожизненного лишения свободы, и осужденные к смертной казни,
помилованные Президентом РФ.
Поэтому было бы правильнее рассматривать пожизненное лишение свободы
в виде разновидности лишения свободы, поскольку оно соответствует его
сущности - изоляция осужденного от общества (ч.1 ст.56 УК). Заметим, что
УИК не выделил регламентацию исполнения этого вида наказания в
самостоятельную главу, хотя исполнение иных видов наказания регулируется в
самостоятельных разделах и главах.
Применение пожизненного лишения свободы, особенно при замене смертной казни в порядке помилования, затрагивает целый ряд вопросов, относящихся к разным отраслям права.
Согласно п. "в" ст. 89 Конституции РФ, помилование относится к
компетенции Президента РФ. С правовой точки зрения осуществление этого
полномочия Президента в действующем законодательстве решено лишь частично.
Было бы правильно принять закон или указ Президента о порядке помилования
осужденных. В этом нормативном акте должен быть решен и вопрос о порядке
помилования осужденных к смертной казни.
К сожалению, введение пожизненного лишения свободы не сопровождалось никакими законодательными решениями по поводу мест и режима отбывания этого наказания и в настоящее время, по сообщениям в средствах массовой информации, исполнение его происходит в учреждениях, где такие условия отсутствуют.
С учетом того, что смертная казнь в порядке помилования заменяется пожизненным лишением свободы, и того, что последняя мера наказания предусмотрена новым Уголовным кодексом Российской Федерации, - остро встал вопрос о создании специализированных учреждений для содержания таких преступников. В настоящее время только осужденных к исключительной мере наказания находится в СИЗО более полутора тысячи человек.
Я полагаю, что если криминогенная ситуация в стране не изменится, то
через два-три года число тех и других может приблизиться к 5 тыс. человек.
Поэтому необходимо дополнительное строительство следственных изоляторов и
специализированных учреждений.