Наркотики в современном мире: отдельные правовые вопросы
p> Государственная наркология. Отличительной особенностью подходов государственных учреждений к лечению наркомании является преобладание медикаментозного и психотерапевтического воздействия. При этом если психотерапевтам удается оставаться в рамках классического деонтологического правила: "Не навреди!", то медикаментозный подход нуждается в более детальном критическом анализе.

Безрезультатность медикаментозного подхода привела многих его приверженцев к мнению, что наркомания вообще неизлечима. Как следствие, возникла идея заместительной терапии - в сущности, принудительной наркомании, когда в целях "лечения" используются более "мягкие" наркотики, что на деле открывает ворота наркобизнесу в государственную лечебную сеть.

Еще более убийственное следствие, проистекающее из вышеописанного подхода, заключается в том, что стала обыденной практика, противоречащая всякому здравому смыслу, опыту и естественным законам, - лечить лекарственную зависимость психотропными препаратами, которые сами по себе обладают свойствами поддерживать уже существующую наркозависимость.

Эффект от вышеуказанных мероприятий опасен для общества из-за способствования распространению наркотиков и психотропных препаратов, а в части терапевтической целесообразности имеет отрицательный результат.

По заявлениям главного нарколога МЗ РФ Егорова в головном российском
НИИ наркологии эффективность лечения наркомании (точнее, годичного воздержания пациента от употребления наркотиков) составляет 3-5%. Это означает, что 95-97% пролеченных за государственный счет, т.е. на деньги налогоплательщиков, после окончания лечения продолжают употреблять наркотики. Таким образом, терапевтическая эффективность официальной наркологии практически нулевая.

Учитывая прямые и косвенные затраты на ее финансирование, нетрудно определить размеры ущерба, нанесенного такой, мягко говоря, бесхозяйственностью. Так, если содержание 1 больного на койке в НИИ наркологии составляет около 900 рублей в день, то в год выходит 330 000 рублей. Поскольку в каждом регионе есть областные, районные, городские наркологические больницы, использующие те же самые технологии, то нетрудно представить, сколько денег, отпущенных на антинаркотическое оздоровление населения, превращается в пыль.

Чтобы оценить суммарный ущерб, полученный от неэффективных антинаркотических технологий, необходимо учесть данные, полученные в результате исследований, проведенных в Академии МВД РФ: ущерб, наносимый 1 наркоманом в течение 1 года, достигает 60 000 долларов (путем квартирных краж, краж из автомобилей, мошенничества, сбыта наркотиков). Цену вопроса дополнит стоимость судебных издержек и содержание в местах лишения свободы.

Здесь надо отдать должное крайне консервативной позиции МЗ РФ, которому удается в течение многих лет делать вид, что в наркологии "все под контролем" и поощрять развитие научных поисков в тупиковом направлении, - направлении разработок и внедрения новых психотропных препаратов.

Тут возникает коллизия между спросом на результативное лечение и предложением устаревших неэффективных технологий. Поскольку число людей, заинтересованных в эффективном лечении, сегодня довольно велико (по приблизительным оценкам – 25% населения: родители, близкие родственники, друзья наркоманов) и возросло правовое сознание общества, то в последнее время мы наблюдаем претензионную активность населения в отношении предоставителей медицинских услуг, как государственных, так и негосударственных.

Количество исков к учреждениям здравоохранения о возмещении ущерба в связи с ненаступлением ожидаемого результата пока невелико, однако это поле осваивают юридические фирмы и страховые компании, и следует ожидать в ближайшем будущем рост числа исков, поводов к которым в наркологической службе уже предостаточно.

Негосударственная наркология. Что касается негосударственной наркологии, то согласиться с тем, что здесь все в порядке, тоже трудно. Тем не менее, наиболее известным в мире и широко применяемым подходом к реабилитации наркоманов является программа "Анонимные наркоманы". Ее эффективность достигает по данным из разных источников 25-27%. По сравнению с государственными клиниками, она достаточно высокая и является прецедентом эффективности.

Следует отметить, что, несмотря на всю полезность программы, в ней звучит заимствованный из традиционной наркологии постулат о неизлечимости наркомании в принципе.

Единственная программа, добровольно прошедшая оценку эффективности - программа "Россия без наркотиков". По данным экспертов МЮИ МВД РФ и гл. психиатра МВД А. Колесникова эффективность программы достигает 72%.
Программа реализует комплексный подход, включающий безлекарственное купирование ломки, выведение через потоотделение наркотиков, накопившихся в клетках тела наркомана, и восстановление им своей нравственно-этической целостности, что в итоге приводит к его ресоциализации.

Программа "Детокс" как способ купирования абстинентного синдрома психотропными препаратами, использует традиционные и известные медицинские процедуры, широко применяемые в других, в том числе государственных, клиниках. Отличительной особенностью является проведение мощной мошеннической маркетинговой кампании с обещанием "за 6 часов избавить больного от наркомании". Гарантии сводятся к обещанию психотерапевтической поддержки в течение 2 месяцев и введении блокатора опиоидных рецепторов.
Оценка эффективности программы не проводится, однако в рекламе гарантируется 100%-ное избавление от зависимости.

Психохирургия - псевдонаучная попытка некоторых психиатров с помощью нейрохирургических методов обнаружить и уничтожить отделы головного мозга, где находятся "центры удовольствия", и тем самым снять наркозависимость.
Технология стереотаксиса заключается в замораживании и некротизации до 12 куб. см головного мозга, что является нанесением непоправимого ущерба пациенту и опасно для жизни. Эффективность лечения сами психохирурги оценивают от 70 до 80%. Однако независимая оценка эффективности никогда не проводилась.

Вариации психотерапевтического подхода к реабилитации с использованием общинно-трудовой терапии, перемены обстановки, религиозного воздействия, разных вариантов психотренинга, аутотренинга, медитации и др. Называют отдельные примеры продолжительной ремиссии. Документированные статистические данные оценки эффективности обычно отсутствуют.

Лечение наркомании по фотографии, по телефону, с помощью заклинаний и другие разновидности шарлатанства, когда обещается разрешение проблем мгновенно или "в течение суток" - является, по сути, видом мошенничества.
Это, главным образом, предмет интересов правоохранительных органов.

В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:

1. Методы, применяемые в государственной наркологии, не эффективны и объективно способствуют распространению наркотизма в стране.

2. Государственная наркология своей неэффективной безальтернативной деятельностью наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу и государству.

Существуют проверенные на практике технологии лечения и реабилитации наркоманов, эффективность которых достаточна для внедрения в широкую практику.

Возможные пути решения поставленных задач таковы:

1. Создать независимый институт оценки эффективности антинаркотических технологий.

2. Провести отбор эффективных технологий для внедрения в широкую практику.

3. Разработать программу действий по замене неэффективных технологий, используемых в системе государственной наркологической службы.

4. Развивать негосударственную (альтернативную) систему наркологической помощи.

5. Создать единое правовое поле для всех (государственных, муниципальных, частных и др.) участников рынка антинаркотических услуг.


3.2 Оценка реальной эффективности предложений на рынке антинаркотических услуг как средство противодействия наркоэкспансии в регионы России

За последние годы Россия стала важным субъектом процессов глобальной наркотизации общества, сферой активной деятельности международного наркобизнеса - не только транзита наркотиков, но и производства, сбыта.
Возник и быстро расширяется громадный рынок наркотиков, особенно заметный в регионах с активными финансово-экономическими процессами: районы нефтедобычи (Западная Сибирь и др.), нефтепереработки (Поволжье), транспорта нефти (Калининград), норильский никель и др. Стало фактом активное насыщение рынка “тяжёлыми” наркотиками, прежде всего – героином.

Нередко звучащие утверждения о наркоэкспансии против России, к сожалению, имеют под собой вполне определённую фактологическую почву.
Наркотизации подвержена в первую очередь молодёжь, и этот процесс представляет собой демографическую мину замедленного действия. Всё возрастающее употребление наркотиков той частью населения, которая сейчас входит в репродуктивный возраст, реально угрожает демографическим коллапсом в ближайшие 15-20 лет.

Противодействие наркотизации общества неадекватно угрозе и совершенно недостаточно. Необходимость комплексного подхода к решению проблемы становится общепризнанной, соответственно возникает необходимость оценки действий по конечному результату и критерию “эффективность - затраты”.

Попытки получения такого рода оценок неизбежно затрагивают профессиональные корпоративные интересы (медицинская наркология) и интересы наркобизнеса, отсюда закономерное противодействие такого рода инициативам.

Фактически возник рынок антинаркотических услуг, в значительной степени
“дикий”. На этом рынке господствует хаос, в котором непросто ориентироваться даже профессионалам-наркологам, а тем более – массовому потребителю. Отсюда - нерациональное расходование ресурсов (финансово- административных, личных, спонсорских, бюджетных – федеральных, региональных, муниципальных), которые всегда ограничены.

Справедливые сетования на недостаточное финансирование, неадекватное масштабности и остроте проблемы, ущербу от наркотизации (даже если говорить только об экономическом ущербе) – это только часть проблемы и не самая важная часть. Существенные ресурсы расходуются уже сегодня, есть убедительные данные, что расходуются они нерационально, а то и практически впустую. Увеличение масштабов расходуемых ресурсов без изменения принципов адресации расходов не приведёт к решению проблемы, а скорее - усугубит ситуацию. Большие деньги будут уходить, как вода в песок, точно так же, как сегодняшние недостаточные средства.

Принципы адресации расходов и других действий по уменьшению хаоса на рынке антинаркотических услуг должны состоять в следующем:
. объективная (вневедомственная общественная, или, возможно, – под эгидой

Федерального Собрания) оценка реальной эффективности антинаркотических услуг (профилактических и лечебно-реабилитационных);
. преимущественная поддержка методов, более эффективных по критерию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать