Безрезультатность медикаментозного подхода привела многих его приверженцев к мнению, что наркомания вообще неизлечима. Как следствие, возникла идея заместительной терапии - в сущности, принудительной наркомании, когда в целях "лечения" используются более "мягкие" наркотики, что на деле открывает ворота наркобизнесу в государственную лечебную сеть.
Еще более убийственное следствие, проистекающее из вышеописанного подхода, заключается в том, что стала обыденной практика, противоречащая всякому здравому смыслу, опыту и естественным законам, - лечить лекарственную зависимость психотропными препаратами, которые сами по себе обладают свойствами поддерживать уже существующую наркозависимость.
Эффект от вышеуказанных мероприятий опасен для общества из-за способствования распространению наркотиков и психотропных препаратов, а в части терапевтической целесообразности имеет отрицательный результат.
По заявлениям главного нарколога МЗ РФ Егорова в головном российском
НИИ наркологии эффективность лечения наркомании (точнее, годичного
воздержания пациента от употребления наркотиков) составляет 3-5%. Это
означает, что 95-97% пролеченных за государственный счет, т.е. на деньги
налогоплательщиков, после окончания лечения продолжают употреблять
наркотики. Таким образом, терапевтическая эффективность официальной
наркологии практически нулевая.
Учитывая прямые и косвенные затраты на ее финансирование, нетрудно определить размеры ущерба, нанесенного такой, мягко говоря, бесхозяйственностью. Так, если содержание 1 больного на койке в НИИ наркологии составляет около 900 рублей в день, то в год выходит 330 000 рублей. Поскольку в каждом регионе есть областные, районные, городские наркологические больницы, использующие те же самые технологии, то нетрудно представить, сколько денег, отпущенных на антинаркотическое оздоровление населения, превращается в пыль.
Чтобы оценить суммарный ущерб, полученный от неэффективных антинаркотических технологий, необходимо учесть данные, полученные в результате исследований, проведенных в Академии МВД РФ: ущерб, наносимый 1 наркоманом в течение 1 года, достигает 60 000 долларов (путем квартирных краж, краж из автомобилей, мошенничества, сбыта наркотиков). Цену вопроса дополнит стоимость судебных издержек и содержание в местах лишения свободы.
Здесь надо отдать должное крайне консервативной позиции МЗ РФ, которому удается в течение многих лет делать вид, что в наркологии "все под контролем" и поощрять развитие научных поисков в тупиковом направлении, - направлении разработок и внедрения новых психотропных препаратов.
Тут возникает коллизия между спросом на результативное лечение и предложением устаревших неэффективных технологий. Поскольку число людей, заинтересованных в эффективном лечении, сегодня довольно велико (по приблизительным оценкам – 25% населения: родители, близкие родственники, друзья наркоманов) и возросло правовое сознание общества, то в последнее время мы наблюдаем претензионную активность населения в отношении предоставителей медицинских услуг, как государственных, так и негосударственных.
Количество исков к учреждениям здравоохранения о возмещении ущерба в связи с ненаступлением ожидаемого результата пока невелико, однако это поле осваивают юридические фирмы и страховые компании, и следует ожидать в ближайшем будущем рост числа исков, поводов к которым в наркологической службе уже предостаточно.
Негосударственная наркология. Что касается негосударственной наркологии, то согласиться с тем, что здесь все в порядке, тоже трудно. Тем не менее, наиболее известным в мире и широко применяемым подходом к реабилитации наркоманов является программа "Анонимные наркоманы". Ее эффективность достигает по данным из разных источников 25-27%. По сравнению с государственными клиниками, она достаточно высокая и является прецедентом эффективности.
Следует отметить, что, несмотря на всю полезность программы, в ней звучит заимствованный из традиционной наркологии постулат о неизлечимости наркомании в принципе.
Единственная программа, добровольно прошедшая оценку эффективности -
программа "Россия без наркотиков". По данным экспертов МЮИ МВД РФ и гл.
психиатра МВД А. Колесникова эффективность программы достигает 72%.
Программа реализует комплексный подход, включающий безлекарственное
купирование ломки, выведение через потоотделение наркотиков, накопившихся в
клетках тела наркомана, и восстановление им своей нравственно-этической
целостности, что в итоге приводит к его ресоциализации.
Программа "Детокс" как способ купирования абстинентного синдрома
психотропными препаратами, использует традиционные и известные медицинские
процедуры, широко применяемые в других, в том числе государственных,
клиниках. Отличительной особенностью является проведение мощной
мошеннической маркетинговой кампании с обещанием "за 6 часов избавить
больного от наркомании". Гарантии сводятся к обещанию психотерапевтической
поддержки в течение 2 месяцев и введении блокатора опиоидных рецепторов.
Оценка эффективности программы не проводится, однако в рекламе
гарантируется 100%-ное избавление от зависимости.
Психохирургия - псевдонаучная попытка некоторых психиатров с помощью
нейрохирургических методов обнаружить и уничтожить отделы головного мозга,
где находятся "центры удовольствия", и тем самым снять наркозависимость.
Технология стереотаксиса заключается в замораживании и некротизации до 12
куб. см головного мозга, что является нанесением непоправимого ущерба
пациенту и опасно для жизни. Эффективность лечения сами психохирурги
оценивают от 70 до 80%. Однако независимая оценка эффективности никогда не
проводилась.
Вариации психотерапевтического подхода к реабилитации с использованием общинно-трудовой терапии, перемены обстановки, религиозного воздействия, разных вариантов психотренинга, аутотренинга, медитации и др. Называют отдельные примеры продолжительной ремиссии. Документированные статистические данные оценки эффективности обычно отсутствуют.
Лечение наркомании по фотографии, по телефону, с помощью заклинаний и
другие разновидности шарлатанства, когда обещается разрешение проблем
мгновенно или "в течение суток" - является, по сути, видом мошенничества.
Это, главным образом, предмет интересов правоохранительных органов.
В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:
1. Методы, применяемые в государственной наркологии, не эффективны и объективно способствуют распространению наркотизма в стране.
2. Государственная наркология своей неэффективной безальтернативной деятельностью наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу и государству.
Существуют проверенные на практике технологии лечения и реабилитации наркоманов, эффективность которых достаточна для внедрения в широкую практику.
Возможные пути решения поставленных задач таковы:
1. Создать независимый институт оценки эффективности антинаркотических технологий.
2. Провести отбор эффективных технологий для внедрения в широкую практику.
3. Разработать программу действий по замене неэффективных технологий, используемых в системе государственной наркологической службы.
4. Развивать негосударственную (альтернативную) систему наркологической помощи.
5. Создать единое правовое поле для всех (государственных, муниципальных, частных и др.) участников рынка антинаркотических услуг.
3.2 Оценка реальной эффективности предложений на рынке антинаркотических услуг как средство противодействия наркоэкспансии в регионы России
За последние годы Россия стала важным субъектом процессов глобальной
наркотизации общества, сферой активной деятельности международного
наркобизнеса - не только транзита наркотиков, но и производства, сбыта.
Возник и быстро расширяется громадный рынок наркотиков, особенно заметный в
регионах с активными финансово-экономическими процессами: районы
нефтедобычи (Западная Сибирь и др.), нефтепереработки (Поволжье),
транспорта нефти (Калининград), норильский никель и др. Стало фактом
активное насыщение рынка “тяжёлыми” наркотиками, прежде всего – героином.
Нередко звучащие утверждения о наркоэкспансии против России, к
сожалению, имеют под собой вполне определённую фактологическую почву.
Наркотизации подвержена в первую очередь молодёжь, и этот процесс
представляет собой демографическую мину замедленного действия. Всё
возрастающее употребление наркотиков той частью населения, которая сейчас
входит в репродуктивный возраст, реально угрожает демографическим коллапсом
в ближайшие 15-20 лет.
Противодействие наркотизации общества неадекватно угрозе и совершенно недостаточно. Необходимость комплексного подхода к решению проблемы становится общепризнанной, соответственно возникает необходимость оценки действий по конечному результату и критерию “эффективность - затраты”.
Попытки получения такого рода оценок неизбежно затрагивают профессиональные корпоративные интересы (медицинская наркология) и интересы наркобизнеса, отсюда закономерное противодействие такого рода инициативам.
Фактически возник рынок антинаркотических услуг, в значительной степени
“дикий”. На этом рынке господствует хаос, в котором непросто
ориентироваться даже профессионалам-наркологам, а тем более – массовому
потребителю. Отсюда - нерациональное расходование ресурсов (финансово-
административных, личных, спонсорских, бюджетных – федеральных,
региональных, муниципальных), которые всегда ограничены.
Справедливые сетования на недостаточное финансирование, неадекватное масштабности и остроте проблемы, ущербу от наркотизации (даже если говорить только об экономическом ущербе) – это только часть проблемы и не самая важная часть. Существенные ресурсы расходуются уже сегодня, есть убедительные данные, что расходуются они нерационально, а то и практически впустую. Увеличение масштабов расходуемых ресурсов без изменения принципов адресации расходов не приведёт к решению проблемы, а скорее - усугубит ситуацию. Большие деньги будут уходить, как вода в песок, точно так же, как сегодняшние недостаточные средства.
Принципы адресации расходов и других действий по уменьшению хаоса на
рынке антинаркотических услуг должны состоять в следующем:
. объективная (вневедомственная общественная, или, возможно, – под эгидой
Федерального Собрания) оценка реальной эффективности антинаркотических услуг (профилактических и лечебно-реабилитационных);
. преимущественная поддержка методов, более эффективных по критерию