Отказ в возбуждении уголовного дела
p> Производство по этим делам ( они называются делами частного обвинения) характеризуются целым рядом отличительных признаков. Все они подсудны мировому судье и возбуждаются путем подачи потерпевшим или законным представителем потерпевшего жалобы мировому судье. ч. 5. Уголовные дела об изнасиловании, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 131 УК), нарушении равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств ( ч.

1 ст. 136 УК), нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств ( ч. 1. Ст. 138 УК), нарушении неприкосновенности жилища, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 139 УК), необоснованном отказе в приеме на работуили необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК), о нарушении авторских и смежных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 146 УК), и о нарушении изобретательских и патентных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков

(ч. 1 ст. 147 УК), именуются делами частно-публичного обвинения. Их особенность заключается в том, что указанные дела (так же как и дела частного обвинения) возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но, в отличие от дел частного обвинения, прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Но вместе с тем прокурор, а также следователь или дознаватель вправе возбудить любое уголовное дело частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться пренадлежащими ему правами. В этом случае обвинение приобретает публично-правовой характер. г) Отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности.

Такое основание отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела не упомянуто в действующем УПК РФ. В п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ говорится лишь об одной его разновидности - об отсутствии согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1-

5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. Однако возбужденно в отношении указанных, а также некоторых других лиц уголовное дело подлежит прекращению, пока не будет соблюден предусмотренный законом порядок привлечения их к уголовной ответственности. Данный порядок, заключающийся в необходимости получить специальное согласие на привлечение определенных должностных и не должностных лиц к уголовной ответственности, урегулирован не только УПК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Разновидностей данного основания прекращения уголовного дела, как минимум, являются восемь: а) отсутствие согласия соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение к уголовной ответственности судьи (п. 4 ст. 16

Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»); б) отсутствие согласия Конституционного Суда РФ на привлечение к уголовной ответственности члена этого Суда (ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской

Федерации»); в) отсутствие согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение к уголовной ответственности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (п. «а» ч. 2 ст. 19 Федерального закона

«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации»); г) отсутствие согласия на привлечение к уголовной ответственности

Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты той палаты Федерального Собрания, которая назначила их на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона

«О Счетной палате Российской Федерации»); д) отсутствие согласия Государственной Думы на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам Человека в РФ (ч.

1 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»); е) отсутствие согласия Генерального прокурора РФ на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской

Федерации (ч. 6 ст. 41 Федерального закона «О выборах Президента

Российской Федерации»),

- зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы (п.

7 ст. 49 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации»); ж) отсутствие согласия прокурора субъекта Российской Федерации на привлечение к уголовной ответственности:

- депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, а равно зарегистрированного кандидата в выборное должностное лицо местного самоуправления в субъекте

Российской Федерации (ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской

Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления); з) отсутствие согласия прокурора (соответственно уровню выборов) на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированного кандидата (ч. 4 ст. 35 Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»),

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента. Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента РФ, кандидатом в депутаты Государственной Думы, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления,

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подютовки и проведения выборов депутата Государственной Думы (ч. 10 ст. 23 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации»),

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской

Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления),

- члена комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса во время подготовки к проведения референдума

Российской Федерации (ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона

«О референдуме Российской Федерации»).

Заключение.

Охрана прав и законых интересов граждан и личности является основной задачей уголовных судопроизводств Российской Федерации. Согласно Уголовно- процессуальному кодексу РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод ( ч. 1 ст. 6 УПК РФ).

Также, помимо этого Уголовное преследование и назначение винивным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от невиновного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено в связи с:

- отсутствием оснований возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 148

УПК РФ);

- наличием оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24

УПК РФ).

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела признаются:

1) отсутствие в деянии состава преступления;

2) отсутствие события преступления;

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

6) отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1-5,

9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Данное решение оформляется постановлением, в порядке, который я описывал выше.

Здесь я также хотел бы сказать, что я и мои однокурсники, к сожалению не все конечно, как новое поколение следователей должны сделать все возможное и невозможное для улучшения ситуации, которая сложилась в настоящий момент, для поддержания законности и правопорядка в стране, чтобы уважадась честь и достоинство чедовека и гражданина, соблюдалась неприкосновенность личности. Также я надеюсь, что должностные лица в виде следователя, прокурора и органа дознания будут достаточно грамотны, образованы и порядочны для того чтобы с честью выполнять возложенные на него по долгу службы обязанности, и мы в конце концов все-таки изменим негативное отношение, которое сложилось у граждан по отношению к сотрудникам органов внутрених дел. Надеюсь также, что в своей следственной практике, помимо чести и порядочности мы будем руководствоваться настоящим Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который стал более обоснованным, упорядоченным и систематизированным. И в завершении своей работы я хочу добавить, что я надеюсь очень скоро в корне будут отсутствовать незаконные и необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела, как факторы, блокирующие доступ потерпевшего к правосудию.

Список используемой литературы:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: ООО

«ВИТРЭМ», 2002 г.

Масленникова Л. Н. Доступ к правосудию потерпевшего от преступления. // Законность, 1996 г.

Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. А. И. Рарога. - М.: Юристъ, 2001 г.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

/ Под ред. И. Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2002 г.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /

Под ред. А. И. Рарога. - М.: Юристъ, 2001 г.

Масленникова Л. Н. Ограничение доступа к правосудию потерпевшего от преступления/ Процессуальные и криминалистические пробдемы производства по уголовным делам: Сб. Научных трудов / Академия

МВД РФ - М., 1995 г.

Белозеров Ю. Н., Марфицин П. Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела, М.,

1994 г.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать