Подозреваемый в уголовном процессе
p> Следует иметь в виду, что основания, перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 122
УПК РФ дают следователю право применять или не применять задержание. Мотивы же объясняют, почему из этих двух возможных решений следователь выбрал именно задержание подозреваемого в совершении преступления.

Необходимо отметить, что в качестве оснований для задержания подозреваемого в ч. 2 ст. 122 УПК РФ выступает совокупность «иных данных», дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, и указанных в законе следующих условий: «если это лицо покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого».

При наличии этой совокупности (основания) для решения вопроса о задержании требуется еще и мотив, указывающий на необходимость и целесообразность задержания. В данном случае условия не подменяют мотивов задержания, а являются составной частью оснований. Они, будучи отражены в материалах уголовного дела (в рапорте лица, производившего задержание, в протоколах допроса потерпевшего, свидетелей и т.п.), служат обстоятельством, порождающим у следователя опасение, что подозреваемый, оставаясь на свободе, скроется от следствия.

Как покушение на побег, так и отсутствие у подозреваемого постоянного места жительства или неустановление его личности должны вызвать у следователя обоснованное опасение, что подозреваемый может скрыться от следствия и суда. Следовательно, любое из этих условий может явиться причиной одного и того же мотива задержания -воспрепятствовать уклонению подозреваемого от следствия.

В сентябре 1997 г. за нарушение правил дорожного движения в отделение милиции был доставлен гр. С., так как у него не оказалось водительского удостоверения и документов на право пользования автомашиной. При опросе он заявил, что автомашина принадлежит его другу, однако назвать точные биографические данные или адрес места жительства «друга» не смог. Проверкой было установлено, что С. не имеет постоянного места жительства, в 1993 г. освободился из мест лишения свободы и последнее время проживал у родственников и знакомых. При указанных обстоятельствах он был задержан по подозрению в совершении угона автомашины на основании «иных данных»
(показаний свидетелей и документов, опровергающих его утверждения) и при условии отсутствия у подозреваемого постоянного места жительства.
Мотивировано же задержание было необходимостью воспрепятствовать его уклонению от следствия. В процессе проведения следственных и оперативных мероприятий оказалось, что С., ранее неоднократно судимый за кражи личного имущества граждан из автомашин, в течение года совершил 60 аналогичных краж, а автомашина, на которой он был задержан, оказалась угнанной им с этой же целью[9].

Данные проведенных исследований показали, что в тех случаях, когда следователи указывают мотивы задержания, они чаще всего ссылаются на необходимость воспрепятствовать подозреваемому скрыться от следствия (67%) или помешать установлению истины по делу (18 %), пресечь его преступную деятельность (2%), а также мотивируют задержание тяжестью совершенного преступления ( 13 %).

Однако указанные обстоятельства есть не что иное, как основания для избрания меры пресечения (ст. 89 УПК РФ), с той лишь разницей, что они (или одно из них) делают целесообразным и безотлагательным предварительное применение кратковременного ареста лица, подозреваемого в совершении преступления.

Задержание и мера пресечения - хотя и разные процессуальные институты, но преследуют одинаковые цели, поэтому и мотивы их применения во многом одинаковы. Ст. 90 УПК РФ ограничивает право применения меры пресечения в отношении подозреваемого лишь «исключительными случаями» и установлением предельного срока действия меры пресечения до предъявления обвинения - 10 суток.

Требование закона о применении меры пресечения до предъявления обвинения в «исключительных случаях» продиктовано прежде всего неотложностью этого процессуального действия. Естественно, что это относится и к задержанию подозреваемого.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что задержание подозреваемого в соответствии со ст. 122 УПК РФ будет законным и обоснованным только при наличии совокупности основания и мотива задержания, причем мотив не должен противоречить целям применения данной меры процессуального принуждения. При наличии этой совокупности задержание считается законным без учета последующего применения или неприменения к обвиняемому миры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), направления дела в суд с обвинительным заключением или прекращения по реабилитирующим основаниям.

Результаты исследования показали, что подчас именно отсутствие мотивов для задержания влечет затем освобождение подозреваемого из ИВС в связи с тем, что «отпала необходимость в дальнейшем содержании его под стражей», когда в действительности такая необходимость и не возникала.

5. Процессуальный порядок задержания подозреваемого.

Закон и ведомственные нормативные акты достаточно подробно регламентируют процедуру доставления в органы внутренних дел и оформления протоколов на лиц, заподозренных в совершении преступлений.

Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутренних дел любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по отделу милиции обязан:

. выяснить обстоятельства доставления либо соответствие доставления документам, на основании которых оно проведено в том случае, если доставлено лицо, в отношении которого имеется постановление о задержании;

. принять незамедлительные меры к установлению личности доставленного, если же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий, дежурный через адресное бюро обязан проверить наличие предостережения о прекращении им бродяжничества.

Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно доставлено лицо, заподозренное в совершении преступления. В случае, если доставление произведено гражданами либо членами добровольной народной дружины, дежурный составляет протокол заявления с заполнением обязательных реквизитов, причем непременно должно быть указано точное время доставления.

При необходимости оперативный дежурный обязан организовать получение объяснений от очевидцев и граждан, принимавших участие в задержании.

Если же правонарушитель доставлен работниками милиции, то от них должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения, мотивов и времени доставления.

Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления срока задержания.

После получения рапорта о доставлении либо составления протокола, заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в
ОВД, с последующим отражением в ней результатов рассмотрения материала.

При установлении в действиях доставленных признаков преступления оперативный дежурный поручает дальнейшее разбирательство работнику органа дознания или передает материалы следователю (если преступление подследственно следователю). До принятия решения доставленный может содержаться в дежурной части, однако не более трех часов. Из этого ограничения вытекает, что решение о применении или неприменении задержания должно во всех случаях быть принято в срок, не превышающий три часа.

До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников милиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми.

В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Более того, иногда именно результаты личного обыска лица, доставленного в связи с правонарушением, становятся основанием для возбуждения уголовного дела и задержания подозреваемого (обнаружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.).

Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается лицом, которому поручено рассмотрение материала.

Результаты проверки, проведенной работником дознания, докладываются начальнику органа внутренних дел, который, получив представленные материалы, при наличии к тому оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела и задержании подозреваемого. В этом случае протокол задержания составляется лицом, которому поручено проведение дознания, и подлежит обязательному утверждению начальником органа дознания. Решение о задержании, принятое следователем, и протокол задержания утверждению не подлежат.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной части. При избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу протокол задержания приобщается администрацией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РФ, в срок предварительного заключения под стражу входит и период задержания.

Содержание протокола определено ст. 122 УПК РФ, а также общими правилами составления протоколов следственных действий, регламентированных ст. 141 УПК РФ.

В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время фактического задержания, должности, звание должностного лица, составившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квалификация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан.

Объяснения задержанного, подлежащие занесению в протокол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по поводу задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

В органах внутренних дел предусмотрена форма протокола задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обязательных сведений. Согласно инструкции[10] о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ
«О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания является документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечающее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответственность за соблюдение установленного порядка и условий содержания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место.
Поэтому факт и момент принятия задержанного должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задержанного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать