Преварительно раследование преступлений по новому УПК
Содержание
Введение 3
1. Понятие стадии предварительного расследования 4
2. Виды предварительного расследования 4
3. Сроки предварительного следствия 5
3.1. Порядок производства и оформления процессуальных действий следователя 7
3.2. Следственные действия. 8
3.3. Порядок производства следственных действий 10
4. Приостановление предварительного следствия 10
5. Формы окончания предварительного следствия 12
Заключение 16
Библиографический список 17
Введение
Как известно, собирание основного объема доказательственного материала по уголовному делу происходит на стадии предварительного расследования.
Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ - это
урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного
следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных,
обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех
обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.
Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера
ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или
возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих
совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное
расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса,
следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному
разбирательству дела.
Понятие стадии предварительного расследования
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Указанная деятельность должна проходить в условиях законности, охраны прав и законных интересов участников процесса и иных участвующих в производстве по делу лиц.
Быстрое, полное и объективное расследование преступления обеспечивает не только правильное применение уголовного закона, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершавшего преступление.
Расследование именуется предварительным потому, что предшествует
производству в суде, где проводится судебное следствие (гл. 21 УПК).
Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление
имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией
обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать лицо
виновным в совершении преступления правомочен только суд (ст. 49
Конституции РФ). При этом суд основывает приговор лишь на тех
доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (гл. 39
УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в
строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим
всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в
судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.[1]
Виды предварительного расследования
Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного
следствия или дознания. Название формы расследования соответствует названию
органа, выполняющего определенные полномочия. Орган следствия - следователь
(ст. 151 УПК) дознание ведет орган дознания, дознаватель (ст. 151 УПК).
Предварительное расследование может осуществляться и путем совместной
деятельности, во взаимодействии этих органов в пределах стадии
расследования.
Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.
Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием: по кругу дел, отнесенных к подследствен-ности каждого из них, в сроках дознания и следствия и в некоторых других процессуальных правилах, о чем будет сказано ниже.
Основным видом предварительного расследования является предварительное следствие, осуществляемое специально созданными для этого вида деятельности органами. Следователи действуют в прокуратуре и в системе МВД. К ведению следователя закон относит подавляющее большинство уголовных дел, представляющих значительную сложность в расследовании и по преступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание.
Дознание осуществляется только по возбужденному уголовному делу и по правилам, установленным в УПК (ст. 150-159 У ПК).
Указание в уголовно-процессуальном законе на возможность проведения
оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о ее роли в расследовании
и раскрытии преступлений, но не придает ей процессуального характера.
Данные, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, могут быть
использованы как доказательства только после их получения и проверки
следователем по правилам УПК.
Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным главами 21, 22 и 24 - 29 УПК[2]
Сроки предварительного следствия
Для быстрого и полного расследования и обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков, установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так и для всего производства по делу.
В УПК установлены сроки задержания (ст. 109), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения, предъявления обвинения, допроса обвиняемого, применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст. 223) и др.
Закон устанавливает начальный и конечный срок предварительного следствия и порядок его продления.
В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера до прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокурором решения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.
Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть
продлен до трех месяцев районным, городским прокурором, военным прокурором
армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненными к ним прокурорами.
По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор
республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области,
автономной области, автономного округа или его заместители могут продлить
срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока
может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным
прокурором РФ или его заместителями.
При необходимости продления сроков предварительного следствия установлен следующий порядок.
В случае возбуждения ходатайства о продлении срока следствия перед
прокурором входящей в состав Российской Федерации республики, края,
области, автономной области, автономного округа уголовное дело вместе с
постановлением о возбуждении ходатайства направляется за семь дней до
окончания срока следствия. При этом постановление должно быть подписано как
следователем, так и надзирающим прокурором. В тех случаях, когда
ходатайство о продлении срока возбуждается перед Генеральным прокурором
Российской Федерации, дело направляется ему с соответствующим ходатайством
не позднее чем за десять дней до окончания истечения срока следствия.
Если по делу, по которому решается вопрос о продлении срока предварительного следствия, обвиняемый находится под стражей, вопрос о сохранении и продлении этой меры пресечения решается по правилам, установленным ст. 109 УПК.[3]
1 Порядок производства и оформления процессуальных действий следователя
Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления постановлений и протоколов.
Постановление - решение следователя по наиболее важным вопросам,
возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его
окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела
к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях
участников процесса, о производстве действий по собиранию доказательств
(производство экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о
применении мер пресечения и иных мер уголовно-процес-суального принуждения,
о приостановлении или прекращении производства по делу и т. д.
Протокол - документ, отражающий порядок, содержание и результаты того
или иного действия следователя. Протокол составляется при производстве
действий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске,
освидетельствовании, следственном эксперименте и др.). Кроме того,
посредством протокола фиксируется выполнение следователем действий,
связанных с реализацией прав и законных интересов участников данной стадии
(протоколы ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского
ответчика, их представителей; обвиняемого с материалами оконченного
следственного производства). Закон определяет необходимые реквизиты,
которые должны содержаться в протоколе, такие, как место, время
составления, участники того действия, по поводу которого составлен
протокол, содержание самого действия, полученные результаты. В том случае
если производство действия сопровождалось использованием научно-технических
средств, об этом также должно быть указано в протоколе. К протоколу
прилагаются фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы,
фонограммы, слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть
удостоверен подписями следователя и всех лиц, участвующюих в производстве
соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на
запись в протокол.
Итоговым решением следователя при направлении дела в суд является обвинительное заключение.
Законность производства действий следователя обеспечивается посредством участия в них переводчика и понятых.
При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, предъявления для опознания, следственного эксперимента должны присутствовать понятые, т. е. посторонние, не заинтересованные в исходе дела лица в числе не менее двух. Понятые должны удостоверить факт, содержание и результаты проведенного действия. По поводу этого действия они вправе делать замечания, которые подлежат занесению в протокол. Перед началом самого действия следователь должен разъяснить понятым их права и обязанности (ст. 170 УПК). Впоследствии понятой может быть допрошен о правильности проведенного действия и его результатах. Поэтому в качестве понятых не должны привлекаться иные участвующие в деле лица, а также сотрудники органа, в чьем производстве находится данное дело.
Страницы: 1, 2