Происхождение и классификация форм государства Платоном
Происхождение и классификация форм государства Платоном.
Платон - 427-347 гг. до н.э. Ученик Сократа. Основавший академию.
Работы - Государство, Законы.
По его мнению в политическом устройстве общества происходит круговращение государственных форм:
1. аристократии - правление немногих мудрых
2. тимократию - военные
3. олигархию - правление богатых
4. демократию - правление всех
5. тирания - власть одного
Во многом формы правление зависят от того, кто правит. Лучшее правление могут осуществлять философы. В обществе существуют несколько групп населения:
1. философы
2. воины
3. земледельцы } кормить 1,2.
4. ремесленники. } кормить 1,2
Душа представляет собой совокупность 3 начал
1. разумное начало - слой философов.
2. яростное начало - воины
3. вожделеющее - ремесленники земледельцы.
Государством должен править философ.
1 существует ли мудрость
2 если мудрость существует, то можно ли создать государство, где будут править философы.
В диалогах - такое государство как идеал.
В государстве в обязательном порядке должен быть организован досуг.
Правителей следует отбирать с детства.
Требования:
1. острый ум
2. восприимчивость к наукам
3. сообразительность
4. благообразная внешность.
5. Хорошая память
6. Трудолюбие.
Умение воевать, защищать народ и устранение голода - главное для государства.
Философы - наиболее достойные представители народа - свойственны рассудительность, бескорыстие, возвышенные помыслы, честность и т.д.
Вместе с тем, Платон, назван правым коммунистом т.к. он ратует за равенство во всех отношениях. Говорит, - богатство ведет к роскоши, лени, низости и злодеяниям. Бедность порождает преступления, поэтому не должно быть бедных и богатых. Разница между имуществом должна быть не более 5 кратного размера. Остальное, - в пользу государства.
В обязательном порядке такое равенство должно обеспечиваться воспитанием. Мужчины и женщины воспитываются одинаково, все всё делают одинаково и будут воевать вместе с мужиками. Государство надзирает за потомством. Потомство отбирается - лучшие люди предоставляются специально выделенным мужчинам и женщинам, а детей неудачных родителей прятать от посторонних. Портит детей родительская любовь. Все жены мужей должны быть общими и ни одна не сожительствует. И пусть отец не знает, кто его ребенок и ребенок не знает кто отец. По мнению Платона и устраняются все негативные влияния родителей на свое удачное потомство. И в отношении человека породу можно улучшить.
Женщина должна рожать с 20-40 лет. Мужчина 35 - 50. Все союзы заключаются с ведома или согласия правителей. До и после могут жить но не рожать. По его мнению, государство может быть сильным, если будет заботиться о международном престиже. Защищать свои интересы. Чужеземцев следует принимать гостеприимно, но следить за ними. А посещать др. страны только после 40 лет и только по государственной надобности. Но в интересах совершенствования посылать людей для ознакомления с бытом и законами др. государств, но после 50. Старше 60 бесполезно посылать.
В основе государства общая собственность, доведенная до абсолюта.
В “законах” отходит от идеи общей собственности и считает, что необходим единый порядок пользования имуществом, но идеальное государство - в котором каждый обладает собственностью. Государство должно быть небольшим и все должны обладать землей. Во главе государства состоит совет 360 человек. По 90 человек из каждого класса. Каждый класс определяется имущественным цензом. Т.о. идеальное государство будет в случае сочетания демократических начал и монархических преимуществ. В обязательном порядке - ДОКИМАСИЯ - проверка на правомочность. Государство будет сильным тогда, когда активен суд. судья - тот же правитель. Судьи избираются на год и более.
Суды для частных дел и для дел общества. Решения принимаются открытым голосованием. Высший суд - народное собрание. Необходимо разработать строгие и детальные законы и разъяснять их значимость и необходимость, тогда законы будут понятны, поддерживаться населением и будет мир и порядок. Необходимо внушить божественность происхождение и незыблемость закона. Legalis (легальность власти) - & - Legitimus (поддержаны нардом).
Платон считает допустимым рабство, потому равенство только между свободными. Рабов не провоцировать. Т.к. некоторые рабы достойнее господ. Излишки населения отправлять в колонии. Должности и почести в государстве зависят от имущественного ценза. Можно перемещаться из класса в класс, установить предел бедности - земельный участок - не может быть изъят. Все должности - выборные. В обязательном порядке в выборах участвуют все взрослые и свободные (обязательно) в обязательном порядке при выборах происходит открытое обсуждение кандидатур. Избранные дают клятву и происходит запись о количестве имущества граждан, чтобы своим правлением тот или иной правитель не мог бы его увеличить.
Особо опасна тирания, которая возникает из демократии. Крайняя свобода превращается в противоположность. Т.к. люди устают от беспорядка.
Тиран на первом этапе упорядочивает отношения. Устанавливает спокойствие. В дальнейшем налоги повышаются. Лучшие уничтожаются и приближаются только поэты, чтобы воспевать его правление. Но если народ породил тирана, то он способен и свергнуть тирана. Но свергнуть его могут лучшие представители народа - аристократы.
Здравомыслящие и лучшие люди покидают страну - признак тирании.
Платон подчеркивает.
1. для того, чтоб составить закон надо учесть страдания и удовольствия людей, поскольку правильно составленные удовольствия и применяемые страдания (кнут и пряник)
2. Законы зависят и от географического положения государств. - лучшее, то, которое вдали от побережья - т.к. нет влияния со стороны других и нет угрозы для завоевания. В данном государстве законы не только карают, но и воспитывают.
3. Закон не должен быть ни пространным, ни кратким - изложение должно быть наилучшим, чтобы он был понятным.
4. Законы должны быть известны всем.
Наказание - Преследует цель - воспитание., но если преступник неисправим допускается смертная казнь.
Квалификация преступлений.
1. Против богов - святотатство.
2. против государства. Враги - побуждают людей к восстанию, нарушают порядок выборов должностных лиц.
3. Против личности.
Платон допускает доносительство. Доносить - обязанность каждого гражданина. Необходимо прибегать к штрафам, тюрьмам. Также иметь унизительные места для сидения или стояния.
По мнению Платона государство, опираясь на законы должно постоянно их совершенствовать и наблюдать за их состоянием. Потому специальный орган должен наблюдать за исполнением. Ночное собрание - ходят старейшины. Заслушивают сообщения как выполняются законы.
Если лицо пытающееся ввести те или иные нововведения не сможет доказать их пользу, то его надо казнить, т.к. он вносит суету беспорядок в государство.
Сочетание демократии и монархии позволяет придать устойчивость государству. Важно перейти от аристократии крови к аристократии духа.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/