Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.
Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких- либо действий прокурором и следователем.
Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает
порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий. В
Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической
отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п[2].
Генеральному прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие
прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности.
Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его
полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15
Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи
с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по
собственному желанию (ст. 13).
Республиканская прокуратура представляет собой центральное звено
системы органов прокуратуры. Во главе ее, как и во главе всех прокуратур,
стоит прокурор республики. В структуре республиканской прокуратуры выделяют
отделы и управления, возглавляемые начальниками, имеющими заместителей.
Отделы и управления включают прокуроров отделов и управлений.
Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г.
Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры,
соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит
управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных
органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для
исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и
подотчетны также нижестоящие прокуроры.
Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками и имеющие в штате соответствующих прокуроров.
Основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они соответствующим прокурором, который имеет заместителя и помощников, функции которых обычно распределяются по отраслям надзора.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении штатного количества аппарата подчиненных прокуратур и о расстановке кадров.
При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.
В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный
прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители
(по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных
прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и
заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный
состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению
соответствующего прокурора.
В структуре прокурорских органов можно также выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.
Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).
Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.
Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию прокурора.
Прокурорский надзор и его отрасли
В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.
Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.
В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.
В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов.
В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.
Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его заместитель) вправе:
. опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.
. опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях.
. вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона.
. официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона.
. в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.
. оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.
Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов
органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела
III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора
является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-
розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований
закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц
от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка
рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-
розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных
деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков
ведения расследования и содержания под стражей.
Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.
В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.
В процессе осуществления надзора прокурор имеет право: проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях. требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия. рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие. отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания. санкционировать взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и других переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие обвиняемого с должности. увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом. возвращать уголовные дела на дополнительное расследование. лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику. забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования. возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд. при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.