В обобщенном виде задачи прокуроров
при осуществлении надзора за
исполнением законов состоят:
а) в обязательном
вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов
путем принятия мер к выявлению и
устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
б) в наиболее
полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов
в предупреждении правонарушений и, в
первую очередь, преступлений;
в) в активизации
и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и
правоохранительных органов, направленной на
обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление
законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок
в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в
подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в
учреждениях и в организациях;
г) в более
активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за
совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом
ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного,
имущественного положения, памятуя
о том, что перед законом все равны;
д) в доведении до
населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать
информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского
надзора за исполнением
законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и
привлечению к ответственности виновных лиц с
указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в
регионах;
е) в выявлении
пробелов (дефектов) действующего законодательства,
потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер
к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные
(законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной
инициативы.
При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через
вышестоящих прокуроров;
ж) в повышении
правовой культуры должностных лиц, в особенности
руководителей государственных органов, издающих правовые акты и
совершающих другие юридически значимые действия, руководителей
коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан,
привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому
способствует активно осуществляемый прокурорский
надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных
предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, что выражается в его влиянии на конечный результат состояние законности и правопорядка.
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.
Первая группа
полномочий прокуроров по надзору за исполнением
законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и
способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление
виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о
прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:
По предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он
осуществляет надзор.
Для вхождения на территорию и в
помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь
соответствующий до-
пуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами,
содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тай-
не, являющейся разновидностью государственной тайны. Иметь доступ к
интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор
руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Закон
не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и
материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам
с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения,
составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного
характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор
не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих
сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и
материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается
к ним при наличии у него соответствующего допуска.
Знакомясь с подобными документами и
материалами, изучая их, он
обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении
сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор
несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и
иными лицами.
Требовать от
руководителей органов за исполнением законов, которыми осуществляется
прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений.
Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может
требовать предоставления ему документов и материалов не только от
руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры
предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или
лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим
должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением
субординации.
Прокурора могут интересовать сведения
о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их
устранению и
предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая
информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы
без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом;
материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и
лицензии; приходно-расходные
документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и
материалы. В одном случае прокурор истребует документы
непосредственно в прокуратуру, в другом — знакомится с ними по месту
их хранения во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст.
6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и
иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры
функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
Требовать от
руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения
специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора
за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях
надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в
проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица,
обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на
вопросы, поставленные перед ним прокурором. Привлекаются работники самых
различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы
и другие,
чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие
о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю
соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в
распоряжение прокурора того или иного
специалиста.
Услуги, оказываемые прокурору
специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат
материальному воз-
награждению в виде выплаты гонораров.
Требовать от
руководителей органов, за исполнением законов, которыми осуществляется
прокурорский надзор, проведения проверок в
связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это
полномочие реализуется направлением в адрес руководителей
органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее
результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении
проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще
проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На
предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны
проводиться органами контроля. Требовать от руководителей поднадзорных
прокурору органов
проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных
предприятий, учреждений и организаций. Реализуется это
направлением письменного требования и реже — вынесением мотивированного
постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов
проведения ревизий, инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах,
участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в
Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предприятий,
учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например,
с авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями,
недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры
требовать и проведения разного рода экспертиз, что реализуется вынесением
соответствующих постановлений.
Вызывать
должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное
место своего нахождения для истребования объяснений по поводу
нарушения закона. Обычно прокурорами потребуются письменные объяснения от
должностных лиц и граждан, составляемые самостоятельно.
Объяснения приобщаются к материалам проверки.
Проводить
прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор
проводит на основании
поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения
закона, требующих принятия мер прокурором. Что же касается проверок законности
актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и
исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,
военного управления,
органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального
прокурора РФ от 22.05.96 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и
гражданина» могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так
и при их отсутствии.
Проверки законности актов в других
органах проводятся только в
связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о
нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в
учреждениях и в организациях, как правило, когда их проведение нельзя поручить
органам контроля, вышестоящим или же иным органам.