Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор)

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за
исполнением законов состоят:

а) в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и
устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

б) в наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в
первую очередь, преступлений;

в) в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на
обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление
законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок
в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в
подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

г) в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного, имущественного положения, памятуя
о том, что перед законом все равны;

д) в доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением
законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с
указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

е) в выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства,
потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы.
При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

ж) в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности
руководителей государственных органов, издающих правовые акты и
совершающих другие юридически значимые действия, руководителей
коммерческих организаций,  предпринимателей,  а также  граждан,
привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский
надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, что выражается в его влиянии на конечный результат состояние законности и правопорядка.

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением
законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и
способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление
виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о
прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор.

Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий до-
пуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами,
содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тай-
не, являющейся разновидностью государственной тайны. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска.

Знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он
обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

Требовать от руководителей органов за исполнением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от
руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или
лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим
должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации.

Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и
предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные
документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы
непосредственно в прокуратуру, в другом — знакомится с ними по месту
их хранения во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. Привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие,
чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в распоряжение прокурора того или иного
специалиста.

Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат материальному воз-
награждению в виде выплаты гонораров.

Требовать от руководителей органов, за исполнением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в
связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется направлением в адрес руководителей
органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов
проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Реализуется это
направлением письменного требования и реже — вынесением мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий, инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры
требовать и проведения разного рода экспертиз, что реализуется вынесением соответствующих постановлений.

Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное
место своего нахождения для истребования объяснений по поводу
нарушения закона. Обычно прокурорами потребуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан, составляемые самостоятельно.
Объяснения приобщаются к материалам проверки.

Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор проводит на основании
поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения
закона, требующих принятия мер прокурором. Что же касается проверок законности актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления,
органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального
прокурора РФ от 22.05.96 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и
гражданина» могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии.

Проверки законности актов в других органах проводятся только в
связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о
нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим или же иным органам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать