Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции

Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции


Дисциплина работы: Содержание и методика социальной, медицинской работы


Реферат по теме "Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции".



Москва 2009 год

Содержание:

1.     Введение

2.     Психологические особенности подростков, находящихся в местах социальной изоляции

3.     Метод реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции

4.     Заключение

5.     Список использованной литературы


1. Введение


В настоящее время в России становится очевидными неблагоприятные социальные тенденции, связанные с кризисным снижением благосостояния большой части населения, слабой законодательной защищённостью семьи и детства, ослаблением влияния образовательных заведений на воспитание и других факторов. Наступление этих неблагоприятных условий способствует увеличению количества правонарушителей из числа несовершеннолетних.

Многие исследователи-психологи говорят о наметившейся тенденции к устойчивому снижению возраста правонарушителей. Многие несовершеннолетние совершают в пять раз больше преступлений до достижения возраста уголовной ответственности. Учащаются случаи применения несовершеннолетними огнестрельного оружия.

В среде несовершеннолетних все больше распространяются такие виды
преступлений, которые ранее были присущи, в основном, взрослым, - торговля оружием и наркотиками, сутенерство, разбойные нападения на иностранцев и предпринимателей, посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток; другие способы обращения: мошеннические действия с валютой и ценными бумагами, компьютерные преступления, торговля краденым, рэкет в своей среде, участие в насильственном перераспределении дефицитных товаров. Все это позволяет сделать вывод о том, что рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это реальный факт.

В такой ситуации места социальной изоляции должны выполнять по отношению к несовершеннолетним воспитательную функцию не только в виде наказания, но и в виде перевоспитания, способствующего развитию у подростка конструктивной жизненной позиции, позволяющей ему войти в открытое сообщество и полноценно жить в этом динамично меняющемся мире.

В настоящем реферате я постараюсь раскрыть особенности реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции.

3. Психологические особенности подростков, находящихся в местах социальной изоляции

Больше всего настораживает активизировавшийся в последнее время процесс подчинения подростковых групп организованной преступности и расширение социальной базы для пополнения подростковых групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. Наблюдается процесс все более массового вовлечения несовершеннолетних в структуры теневой экономики и организованной преступности. Лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием и ростом.
Примечательно, что рост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет).

Примечательно, что в течение года "пик" преступных проявлений подростков приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением существовавшей в советское время системы работы с учащимися в каникулярное время. Еще один всплеск подростковой преступности приходится на март месяц, что некоторые специалисты объясняют перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.

Также примечательно, что подростковая преступность носит групповой характер. Преступные группы несовершеннолетних, сложившиеся на антиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности, относятся к числу тех сообществ, чей статус и отношения между участниками возникают на базе не столько общих симпатий, а сколько общности криминальных интересов, потребности в поддержке в совместной преступной деятельности. Криминальная деятельность подростковых криминальных  групп, как правило, имеет налет ложной романтики.

Давно известно, что человеку для того, чтобы соответствовать современной ему действительности, необходимо адекватно реагировать на происходящее и быть способным адаптироваться к новым ситуациям. Но совершенно иные умения требуются от человека, находящегося под воздействием закрытой группы. Взаимосвязь закрытости группы и изоляции очень хорошо раскрыта М.Ю.Кондратьевым, который определял "Закрытость" – как закрытость конкретной социальной группы и рассматривал несколько закрытых групп: криминальные сообщества, находящиеся в колониях и тюрьмах до участников долговременных научных экспедиций, команд подводных лодок, находящихся в плавании и других.

Согласно М.Ю.Кондратьеву, закрытые группы бывают двух типов:

1) институциональные, закрытость которых регулируется нормами
или общественными отношениями. Например, закрытость преступных со-
обществ в местах социальной изоляции регулируется нормами уголовно-исполнительного права, а закрытость воинских подразделений - постановлением правительства;

2) внутренне закрытые, возникающие все зависимости от норм общественных отношений. К этому виду закрытой группы можно отнести преступное сообщество, например, шайку или банду разгуливающую на свободе, группу наркоманов, группу сектантов.

Закрытым группам свойственны свои правила поведения, свои ценности и мораль. Потому учреждения социальной изоляции подростков в большей степени формируют у подростков специфическую криминальную субкультуру, характерную для групп закрытого типа, принадлежность к которой в дальнейшем препятствует вхождению несовершеннолетнего правонарушителя в открытые сообщества, но в тоже время облегчает его интеграцию в криминальных группировках.

Специалисты традиционно рассматривают подростковый возраст как важнейший период развития личности, так как он характеризуется активным интересом к предметному и социальному миру и бурным развитием самосознания. Под подростковым возрастом обычно понимается стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием индивида и вхождением во взрослую жизнь. Этому периоду характерны следующие особенности: повышенная возбудимость, импульсивность, на которые накладывается неосознанное половое влечение индивида. И основой психического развития личности в подростковом возрасте является становление самосознания и формирование новой Я-концепции (так называемая оперативная самооценка), попытки понять себя и оценить свои возможности. В подростковом возрасте происходит формирование абстрактного, теоретического мышления и появляется чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для нравственных оценок собственного поведения. Этап детства заканчивается вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу же вступают во взрослый мир. И, следовательно, в подростковом возрасте у большинства индивидов происходит становление жизненных стереотипов, которыми этот индивид будет руководствоваться всю свою жизнь.

Из всего вышесказанного видно, что подростки, находящиеся в местах социальной изоляции и подвергающиеся влиянию специфической криминальной группы закрытого типа, представляют собой индивидов, которые в большей степени зависят от оценок социума, в котором они вращаются. Таким образом, антисоциальное поведение, которое явилось причиной социальной изоляции подростка, ещё больше укореняется в личности подростка под воздействием навязываемых ему стереотипов антисоциального поведения. Эта особенность ещё больше усугубляется тем обстоятельством, что большинство подростков, подвергающихся социальной изоляции, вырастают в неблагополучных семьях или не имеют семей вовсе, а это значит, что у таких подростков полностью отсутствует положительный опыт общения взрослых, базирующийся на таких понятиях как «любовь», «нежность», «доверие». Таким образом, негативный опыт общения нескольких индивидов при наложении в рамках одной закрытой группы может приобретать очень причудливые формы и зачастую проявляется в извращениях.

Социальная, педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная, психологическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступления, является важным направлением профилактической работы в местах социальной изоляции. Именно эти направления работы составляют суть психологической работы с подростками, совершившими преступления и находящимися в местах лишения свободы.

На протяжении веков изоляция применялась, прежде всего, как средство наказания людей за совершенные ими проступки, а также использовалось как воспитательное средство в отношении детей через запрет играть с другими детьми, выходить из дома, посещать общественные места и так далее. Изоляция применялась и применяется в отношении больных людей, когда это требовали интересы больного и его окружения (например, в случаях инфекционного заболевания). Но изучение проблемы изоляции тесно связано с изучением проблемы депривации. Постоянные миграционные процессы, когда массы людей снимаются с обжитых мест по национальным, религиозным, экономическим и политическим побуждениям, и вынуждены перемещаться по континентам, также связаны с отрывом от привычной среды, устоявшегося уклада жизни, то есть с различными видами депривации. Эмигранты вынуждены создавать свои закрытые общности (гетто) в новых условиях в связи с взаимным отчуждением с новой средой, с последующим долгим и болезненным вживанием в новую культурную среду.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к воспитанию из подающих надежды детей малообразованных людей, не имеющих навыков и желания трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Такие дети легко переходят границы моральных и правовых норм.













3. Метод реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции


Под «реабилитацией» авторы сборника «Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле «… возврат необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной жизни в обществе самой личности освобожденного из мест заключения…». В данном случае определение понятий «здоровая жизнь» и «полноценная жизнь» дать очень сложно. В буквальном смысле «здоровая жизнь» означает хорошее состояние здоровья, но, скорее всего, данная цель является недостижимой, так же как и стремление к «полноценной жизни». Понятие «полноценности» может определять только сам индивид, потому как для каждого индивида критерии полноценности жизни разные. И, следовательно, стремиться к достижению как здоровой жизни, так и полноценной жизни может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни в рамках реабилитации имеет смысл определить какие-то минимальные границы полноценной жизни. Таковыми границами, на мой взгляд, являются способность человека освобождающегося из мест лишения свободы адаптироваться в обществе. Очевидно, что такого эффекта можно добиться только путём приобщения подростка к нормальной социальной среде и к трудовой деятельности посредством его исправления.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать