III Глава 3 Создание правовых экономических условий по сокращению
теневой экономики
3.1 Налоговая система – тормоз экономических преобразований
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем,
с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Легализация капиталов - это, прежде всего, политическая акция, так как она способна оздоровить общественную атмосферу, являющуюся фактором политической стабильности, повышения уровня доверия населения к государственным органам.
3.2 Проведение легализации капиталов в Казахстане
В Казахстане с середины июня началась легализация капиталов. Акция была рассчитана на 20 дней. "Амнистированы" были все средства, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, при нарушениях банковского и налогового законодательства. При переводе теневого капитала в экономику страны, государство освобождало капиталы от налогов, а их владельцев - от уголовной и административной ответственности. Любой казахстанец, пожелавший участвовать в легализации, мог открыть специальный счет в отечественном банке второго уровня и перевести туда деньги. Закон гарантировал неразглашение информации о владельцах банковских счетов и оставлял за ними полное право распоряжаться легализованными деньгами по своему усмотрению. Правоохранительные органы не могли проводить проверочные, оперативно-розыскные и другие мероприятия на основе данных, полученных во время легализации.
3.3 Экономические и политические последствия легализации капиталов в Казахстане
Экономические последствия :
По состоянию на 14 июля на спец.счета было зачислено 70 млрд. 447 млн. 834 тысячи 108 тенге, или в пересчете по курсу Национального банка на 14 июля - 480 млн. 217 тысяч 1 доллар.
Из них половина легализованных средств поступила на спец.счета в последние три дня легализации, которым, кстати, предшествовали суровая по тону главы государства встреча с казахстанскими предпринимателями и героическое самопожертвование министра государственных доходов Зейнуллы КАКИМЖАНОВА, публично покаявшегося в предпринимательских грехах. После этих мероприятий стало ясно, что концовка легализации будет ударной. За один день 13 июля в банки было сдано средств на 20 млрд. тенге (примерно 140 млн. долларов), то есть годовой оборонный бюджет Казахстана! Более 82% легализованных денег поступило наличными долларами, 11,4% были переведены из-за рубежа, а 6,5% сдали в наличных тенге. (см. Приложение 1).
Всего было выдано 2928 свидетельств о легализации денег. Основная часть средств - 80% была оприходована банками в Алматы и Алматинской области. На Акмолинскую область пришлось 6,6%, Карагандинскую - 5,2%, выделились также Актюбинская и Павлодарская области. На 9 крупнейших банков страны пришлось 94% всех поступлений, так что банкирам теперь нужно либо срочно увеличивать свои капиталы, чтобы сохранить устойчивость банков, либо просить своих клиентов забрать побыстрее эти деньги обратно. Однако уже известно, что 50-70% владельцев легализованных средств намерены оставить деньги в банках, и правильно сделают - при среднем размере депозита в 164 тысячи амнистированных долларов можно жить без материальных проблем и на проценты с вклада.
Впрочем, в Национальном банке Республики Казахстан не расценивают поступившие от легализации средства как угрозу для денежно-кредитной политики в целом или как причину для роста инфляции. Здесь полагают, что поскольку легализовывались в основном наличные деньги, ранее уже находившиеся в обороте, то от их перемещения в банки ничего особо не изменится.
Политические последствия акции легализации капиталов:
1.
Сохранение
политической стабильности внутри государства. По мнению аналитиков одним из
возможных рисков в связи с осуществлением амнистии капиталов было возникновение
негативного резонанса в общественном мнении (данные экспертного опроса,
проведенного Социологической службой ЦААПИ). Как известно, государственное
прощение лиц, ассоциированных в народном сознании с образом грабителей, могло
вызвать резонное негодование низкооплачиваемых трудящихся и пенсионеров.
Однако, несмотря на то, что 68,73 % населения, принимавших участия в опросе,
проведенном "Конком-2Евразия", знали о предстоящей акции,
широкомасштабных выступлений против ее осуществления не произошло. Основными
причинами этому послужили:
а) пессимистическое отношение основной части населения республики к данному процессу.
Социологические опросы показывают, что в обществе наблюдался баланс противников и сторонников данной акции.
Так, 37,11% респондентов одобряли данную политику, в то время как 25,09% высказались против. Одним из факторов, повлиявших на настроение граждан республики, стало преобладание мнения о том, что легализация не внесет каких-либо существенных изменений (40,21%). По мнению 32,99% респондентов, принимавших участие в опросе, проведенном "Конком-2Евразия", основной целью данной политики выступает отмывание денег заинтересованных лиц, с этим согласны и эксперты (63%), в то время как лишь 0,34% населения высказались за то, что она направлена на улучшение благосостояния населения. До проведения амнистии уровень доверия населения правящей власти был не высок, 34,71% респондентов ответили, что не стали бы легализовать деньги, если бы у них они были, тогда, как 26,12% ответили положительно.
б) компромисс между политическими силами, отсутствие разногласий между
политическими партиями. Быстрое утверждение парламентом продления срока
легализации демонстрирует наличие согласия, как между депутатами, так и между
фракциями партий. Особую активность проявляла Коммунистическая партия, однако
многие аналитики склонны считать, что это в большей степени связано с борьбой
за лидерство внутри партий.
2. Налаживание контактов между бизнес-элитой и политической элитой. Последствием этого процесса может стать открытость процесса принятия решений, а также участие бизнес-элиты в нем.
3. Имидж государства. Несмотря на многочисленные прогнозы, что данная акция нанесет ущерб имиджу государства, мировое сообщество соблюдало нейтральную позицию. Вместе с тем ряд развитых государств, в частности США, Франция в свое время также использовали принцип легализации капиталов для улучшения состояния экономики страны, а также для возвращения денег из-за рубежа.
Кроме того, заложенные механизмы, не позволяющие амнистировать деньги, полученные незаконным путем, а также гарантии, предоставляемые для лиц, легализующих свой капитал, продемонстрировали главные цели правительства.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что "первый этап" легализации капитала прошел успешно. В случае успешной реализации "второго этапа" - вложение полученных денег в реальный сектор экономики страны и получение определенных дивидендов, обеспечит повышение уровня доверия населения государственным структурам, а также активное участие предпринимателей в восстановление многих промышленных структур страны.
Вместе с тем нельзя исключать в недалеком будущем активизацию партий, прежде всего, усиления межпартийных разногласий относительно привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц. В этой связи государственным структурам следует обратить внимание на решение вопроса использования капитала, а также не допущения их возврата за рубеж.
Заключение
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше.
С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться.
И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных
изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Приложение 1
Список использованной литературы :
1. Закон Республики Казахстан «О легализации капиталов» от 2001 г.
2. Бунич А.П. , Гуров А.И. Теневая экономика М. Экономика, 1991
3. Яшин А. Противостояние Экономика и жизнь, № 41, 1996
4. Тулеген АСКАРОВ Полмиллиарда за амнистию 2001 г. #"mailto:office@kisi.kz">Kazakhstan Institute for Strategic Studies under the President of the Republic of Кazakhstan.2001 год. #"#">www.konkom-2Eurasia.kz архив опросов общественного мнения за 2001 год.
8. Национальное статистическое агентство Республики Казахстан
http://www.kazstat.asdc.kz/