Прямой умысел проявляется в том, что лицо сознает (понимает) характер общественно опасного деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает наступления именно такого результата.
Непосредственно к действиям по уклонению от уплаты налогов прямой умысел выражается в том, что должностные лица субъекта предпринимательской деятельности понимают характер своего деяния (неотражение в бухгалтерском учете и отчетности данных о выполненных финансово- хозяйственных операциях; занижение их объема и т.п.) предвидят и понимают характер последствий, которые являются прямым результатом совершенных действий (занижение полученного дохода, а также сумм денежных средств, полученных от реализации продукции и т.п.) и соответственно занижения (сокрытия) денежных средств, которые должны были поступить в бюджет или государственные целевые фонды как налоги или другие неналоговые платежи. Так как уклонения от уплаты налогов относятся к преступлениям с материальным составом, то соответственно просматриваются (прослеживаются) в полном объеме причинная связь и наступившие последствия, которые проявляются в умышленном уменьшении или сокрытии размера налогов и других неналоговых платежей, подлежащих уплате по результатам выполненной деятельности в отчетном периоде.(33, с.9(
Ограниченное толкование закона (субъективная сторона этого преступления - только прямой умысел), даст возможность лицам безосновательно избегать уголовной ответственности за совершение налогового преступления.(30, с.19(
Диспозиция ст. 212 нового УК не имеет прямого указания на такие элементы субъективной стороны, как мотив и цель уклонений от уплаты налогов. Однако для того, чтобы полно и содержательно познать субъективную сторону и мотивацию поведения преступника, требуется установление указанных выше элементов.
Мотив преступления может быть представлен как внутреннее побуждение к преступному деянию. Преступная мотивация оказывает влияние на выбор соответствующего поведения и совершение отдельных действий, направленность которых определяется целью преступления. Применительно к уклонению от уплаты налогов мотивация преступного поведения проявляется в корыстной или иной заинтересованности. Указанное означает, что с целью уклонений от уплаты налогов, сборов и других платежей, причитающихся к уплате в бюджет или государственные целевые фонды по результатам финансово-хозяйственной деятельности, они обращаются в свою пользу или в пользу третьих лиц, используются для производственных и иных нужд
(улучшение финансовых показателей предприятия; обеспечение платежеспособности, его развитие, расширение производства; обеспечение конкурентоспособности продукции).
III. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Решая вопрос об общественной опасности данных преступлений, необходимо исходить из того, что согласно ч.1 ст. 29 Общей декларации прав человека каждый человек имеет свои обязательства перед обществом, в котором только и возможно его свободное и полное развитие.
Н. Лопашенко общественную опасность налоговых преступлений видит не только в нарушении конституционного обязательства каждого платить налоги и сборы, а и в нарушении принципа порядочности субъектов экономической деятельности.[ 34, c.61].
И.Соловьев разделяет такую точку зрения, в неправильном объединении обязательства выполнять свои конституционные обязанности и придерживания этических норм и указывает на преждевременность учитывания требований кодекса бизнесмена при определении общественной опасности налоговых преступлений.[34, c.61].
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов состоит в умышленном невыполнении обязанности каждого юридического и физического лица уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
Уголовная ответственность по ст. 212 действующего УК наступает за умышленное уклонение от уплаты лишь тех налоговых платежей, которые установлены ЗУ «О системе налогообложения» от 25.06.1991 г. № 1251-ХІІ.
Ответственность по ст. 212 действующего УК может наступить лишь при наличии совокупности следующих обязательных условий:
. когда налоги, сборы, другие обязательные платежи, которые не уплачены, предусмотрены налоговым законодательством;
. когда объект налогообложения предусмотрен законом;
. когда плательщик налога, сбора или другого обязательного платежа определен как таковой соответствующим законодательством.
Ст. 212 действующего УК предусматривает уголовную ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов и сборов, а за умышленное уклонение от их уплаты.
О наличии умысла на уклонение от уплаты налогов могут свидетельствовать вышеперечисленные способы совершения данного преступления.
Необходимо разграничивать уклонения от уплаты обязательных платежей и несвоевременную их уплату при отсутствии умысла на их неуплату. Лицо, не имевшее намерения уклониться от уплаты обязательных платежей, а не уплатившее их по другим причинам, может быть привлечено лишь к установленной законом административной ответственности за нарушения, связанные с исчислением и уплатой этих платежей.
Квалифицированными видами преступления, предусмотренными ч. 2 ст.
212 УК, являются:
1) совершение умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей по предварительному сговору группой лиц;
2) неуплата налогов, сборов, других обязательных платежей
(непоступление средств в бюджеты либо государственные целевые фонды) в крупных размерах.
Ч.2 ст. 212 УК за вышеуказанные преступления устанавливает такие виды наказаний:
• штраф от 500 до 2 000 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан;
• исправительные работы на срок до 2 лет;
• ограничение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Особо квалифицированными видами преступления являются уклонение от уплаты обязательных платежей, 1) совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, или
2) повлекшее непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды денежных средств в особо крупных размерах. За совершение таких преступлений в ч.З ст. 212 УК относительно ответственности за особо квалифицированные преступления предусматривается такой вид наказания:
- лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества.
Кроме того, Уголовный кодекс содержит в ст. 212 часть 4, в которой оговорено, что лицо, впервые совершившее деяния, предусмотренные ч.1 и ч.2 этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы
(обязательные платежи), а также возместило ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).
Статья 212 УК предусматривает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, занимать должности, связанные с распоряжением материальными ценностями, лишения права заниматься предпринимательской деятельностью и пр.). Такая мера наказания в условиях рыночной экономики является очень важной и действенной профилактической мерой предупреждения новых нарушений в сфере налогообложения. Неисполнение такого приговора, то есть если осужденный продолжает работать на запрещенной должности или заниматься запрещенной деятельностью либо в течение срока наказания устраивается на запрещенную судом должность или начинает заниматься запрещенной приговором деятельностью, влечет уголовное наказание по ст.382 УК.
При решении вопросов об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей следует помнить, что, в соответствии с положениями ст. 5 УК и ст. 58 Конституции Украины, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они смягчают или устраняют наказуемость деяния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Стремительная криминализация экономики Украины в значительной степени связана с несовершенством действующего законодательства, и в первую очередь, - Закона Украины «О предпринимательстве». Именно невзвешенность большинства его норм дает возможность преступным группировкам беспрепятственно и в массовом порядке создавать и регистрировать фиктивные предпринимательские структуры, которые в дальнейшем широко используются для уклонения от уплаты налогов, незаконного оттока капитала за границу, маскировки иной противоправной деятельности.
ГНА Украины неоднократно ставила вопрос о необходимости внесения изменений к этому и другим законам с тем, чтобы создать действующий механизм, который исключал бы возможность государственной регистрации фиктивных предпринимательских структур. Однако они так и не были приняты, в результате чего в данное время отсутствует какая-либо возможность влиять на эти процессы и противостоять им.
Широкое распространение нарушений налогового законодательства вызвано влиянием многих обстоятельств. Одни из них действуют на общегосударственном уровне и отражают недостатки, связанные с кризисным состоянием экономики, другие - обусловлены специфическими особенностями функционирования налоговой службы, в частности условиями выполнения обязанностей их работниками в условиях жесткого противодействия со стороны правонарушителей.
К наиболее распространенным из них относятся недостатки организационно-управленческого и нормативно-правового характера.
Недостатки организационно-управленческого характера проявляются в несовершенстве системы учета плательщиков налога и контроля за .их деятельностью. Недостаточный уровень юридической и экономической подготовки работников налоговых администраций и работников подразделений по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения, отсутствие достаточного опыта ведения борьбы с нарушением налогового законодательства также ведет к возможности уклонения от уплаты налогов.
Это выявляется при решении вопросов, связанных со сбором доказательств для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в сокрытии доходов и других объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах.
К недостаткам организационно-управленческого характера можно также отнести недостаточную защищенность работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей от физического и психологического пресса со стороны нарушителей налогового законодательства. Характерным недостатком является большое количество субъектов, которые ведут борьбу с нарушением налогового законодательства, неопределенность правового положения некоторых из них и отсутствие четкого разграничения их функций, что приводит к подмене и дублированию действий при выполнении возложенных на них обязанностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8