Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
2.1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 5 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.
К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.
Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.
После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах. Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.
Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий ( ч. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).
Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю.
Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:
В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;
В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий;
В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.
2.2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Иначе обстоит дело с расследованием преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно. В этом случае дознание практически заменяет предварительное следствие, а материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
По письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Органы дознания проводят расследование подследственных им преступлений в полном объеме, их компетенция установлена ч. 3 ст.150 УПК РФ. Начальник органа дознания или его заместитель (ч. 17 ст. 5 УПК РФ), а также начальник подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 401 УПК РФ) вправе поручить производство дознания дознавателю. В части 2 ст. 42 УПК РФ законодатель запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Уголовное дело публичного обвинения возбуждается дознавателем самостоятельно, согласия прокурора при этом не требуется. Копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору для проверки законности принятого решения. В случае необходимости прокурор вправе потребовать от дознавателя представления дополнительных материалов, обосновывающих возбуждение уголовного дела. Если их будет недостаточно для принятия решения о начале производства дознания, то прокурор обязан признать постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела незаконным и вынести постановление об его отмене независимо от того, проводились по делу следственные действия или нет. Уголовные дела частного или частно - публичного обвинения возбуждаются дознавателем с согласия прокурора в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 4 ст. 20 УПК РФ.
Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. По усмотрению надзирающего прокурора срок дознания может быть продлен до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством экспертизы, прокурор района, города (их заместители) вправе продлить срок дознания до 6 месяцев. При исполнении запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст.453 УПК РФ, прокурор субъекта Российской Федерации и приравненный к нему военный могут продлить срок дознания до 12 месяцев.
Расследование уголовного дела в форме дознания проводится при отсутствие обвиняемого. Уголовное преследование осуществляется в отношении подозреваемого. Согласно ч. 1 ст. 46 УПК РФ заподозренное в преступлении лицо может быть поставлено дознавателем в статус подозреваемого путем:
а) возбуждения в отношении лица уголовного дела;
б) задержания лица на 48 часов в соответствии с требованиями ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;
в) применения к лицу, совершившему преступление, меры пресечения до предъявления обвинения в порядке ст. 100 УПК РФ;
г) уведомление лица о подозрении в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 2231 УПК РФ.
Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то по истечении 10 суток дознание должно быть завершено составлением обвинительного акта (ч. 2 ст. 24 УПК РФ). При невозможности составить обвинительный акт в установленный законом срок подозреваемому предъявляется обвинение, после чего дознание продолжается в обычном порядке. Задержание заподозренного лица, применение к нему меры пресечения, уведомление его о совершении преступления допускаются только после возбуждения уголовного дела.
К подозреваемому, поставленному дознавателем в процессуальный статус возбуждением уголовного дела или уведомлением о совершении преступления, может быть применена любая мера пресечения, предусмотренная главой 13 УПК РФ. При заключении подозреваемого под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ дознаватель обязан получить согласие прокурора до обращения в суд. Согласие прокурора требуется при избрании в отношении подозреваемого таких мер пресечения, как домашний арест, залог, а также при производстве следственных действий, проводимых на основании судебного решения (ст. 165 УПК РФ). В случае несогласия прокурора с решением дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения; мер процессуального принуждения о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, о контроле и записи телефонных и иных переговоров, других процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ, прокурор должен вынести мотивированное постановление об отказе в даче согласия и направить его дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела. Обеспечивая надзор за соблюдением законов органами дознания, прокурор вправе потребовать от дознавателя представления в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК РФ и копии соответствующего протокола. В случае признания задержания подозреваемого незаконным прокурор своим постановлением освобождает лицо из–под стражи.
Завершается производство дознания принятием решения о прекращении уголовного дела или составлением обвинительного акта. Дознание прекращается, когда отсутствуют основания для направления уголовного дела в суд. Постановление о прекращении уголовного дела с прокурором не согласовывается. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. ст. 25 и 28 УПК РФ, освобождающие подозреваемое лицо от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, а также ст. 427 УПК РФ, когда исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. Копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору.
3. Обеспечение законности при производстве дознания
Законности этого следственного действия придается исключительно большое значение. Закон детально регламентирует порядок допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых.