Взяточничество
Кубанская Государственная Медицинская Академия
кафедра уголовного права
Научный руководитель
Профессор Ткаченко В. И.
Курсовая работа
на тему:
“В З Я Т О Ч Н И Ч Е С Т В О”
студента 2-й гр. 1-го курса стоматологического ф-та
Голодного Д.А.
Краснодар 1999 г.
Содержание:
Раздел 1
Понятие взяточничества
Получение взятки
Раздел 2
Родовой объект преступления
Раздел 3
Объективная сторона преступления
Раздел 4
Субъективная сторона преступления
Раздел 5
Субъект преступления
Раздел 6
Квалифицированные виды получения взятки
Раздел 7
Особо квалифицированные виды получения взятки
Раздел 8
Понятие преступления дачи взятки
Раздел 1
Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть само по себе, вне связи с другим преступлением. Следовательно, они находятся относительно друг друга в положении, при котором отсутствие дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этой взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более опасное деяние, которое относится в соответствии с п.5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностными лицами своих служебных полномочий и нарушает интересы государственной службы.
Взяточничество является наиболее типичным проявлением
коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает
основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает
авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и
интересы граждан. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта
1990 г “О судебной практике по делам о взяточничестве”, имеющем действие
на сегодняшний день, отметил, что “в обстановке проникновения коррупции в
различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает.
Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество
подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям
принципа социальной справедливости”.
Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. В указанном постановлении пленума Верховного Суда указывается, что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки”.
Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1997 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ).
Получение взятки - наиболее опасное из преступлений, содержащихся в главе 30 УК РФ, так как должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъекта преступления, по существу превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет купли-продажи.
В статье 290 УК РФ получение взятки определяется как получение
должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных
бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного
лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким
действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или
попустительство по службе.
Данное преступление находится в главе 30 УК РФ - преступления против государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления.
Раздел 2
Родовой объект состава преступления получение взятки можно определить
как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и
законную деятельность органов власти. Предусмотренные статьей 290 УК
преступления посягают на функционирование и престиж органов
государственной службы, на интересы государственной службы и на
деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления, что
составляет видовой объект этого вида посягательств. При этом под органами
власти следует понимать все установленные законом властные структуры - от
Государственной Думы и Совета Федерации РФ до местных законодательных
органов, как-то думы, законодательные собрания или иные властные органы.
Под интересами государственной службы имеется в виду деятельность
управленческих систем, ведомств, органов, в которых осуществляется
государственная служба в соответствии с законом “Об основах
государственной службы в Российской Федерации”. В управленческие или
исполнительные системы следует включать структуры любого уровня и
ведомственной подчиненности - от Правительства РФ и субъектов РФ,
министерств, ведомств, комитетов, управлений до администрации
государственных организаций, учреждений, и предприятий. Под службой в
системе органов местного самоуправления понимается выполнение
соответствующих должностных или служебных функций - в качестве главы
муниципального образования или местной администрации, их заместителей,
руководителей отделов, секторов, инспекторского состава и т.д.
Непосредственный объект данного преступления, исходя из того, что в заголовок главы вынесены составные части (компоненты) видового объекта, логично считать нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.
Раздел 3
Объективная сторона получения взятки заключается в получении
должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за
совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий
(бездействии) с использованием своего служебного положения. Необходимым
признаком данного преступления является его предмет - взятка.
Закон содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Под деньгами закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК РФ не являются и должны рассматриваться как “иное имущество”, разумеется при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч.2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.
В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции. приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).
Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности,
обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности,
выраженные в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте,
драгоценные металлы (золото, серебро, платина, и металлы платиновой
группы - палладий, иридий. родий, рудений и осмий) в любом виде и
состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их
лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также
жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней
и лома таких изделий в соответствии с законом РФ “ О валютном
регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года. При этом надо
иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности
в указанном виде, действия как взяткодателя, так и взяткополучателя
должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности со ст. 191 УК
РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней или
жемчуга).
В приводившемся постановлении Пленума Верховного Суда СССР по
делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера
как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то:
предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов,
производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ). На
практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные
бумаги, дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, аудио- и
видеотехника, автомобили), антикварные и коллекционные предметы (монеты,
художественные ценности и т.д.). При этом безвозмездность получения
предмета взятки может быть полной либо виновный получает предмет за
бесценок, по значительно меньшей, ничтожной цене. В приведенном Пленумом
Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы
получения взяток, как получение без оплаты туристических путевок для
поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за
освобождение от уголовной ответственности и другие формы, как например в
деле, рассмотренном Верховным судом Республики Башкортостан 23 июня 1997
года.
В нем Гуров и Гашев признаны виновными в том, что Гуров, являясь
государственным налоговым инспектором оперативно-инспекторской группы по
Кировскому району г. Уфы, затем - старшим инспектором, и.о. начальника
отдела сбора недоимок по этому же району, а Гашев, работая на должностях
государственного налогового инспектора отдела налогообложения физических
лиц, старшим государственным налоговым инспектором оперативно-
инспекторской группы, старшим налоговым инспектором отдела сбора
недоимок, получали взятки от владельца киоска - частного предпринимателя
Ванояна и директора товарищества с ограниченной ответственностью “ Арт-
Трейд-Центр” Пилюгина.
Так, за нарушение закона РФ от 18 июня 1993 года “О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением”, выявленное в результате проверки работы киоска,
принадлежавшего предпринимателю Ванояну, Гуров и Гашев потребовали от
последнего взятку в размере 4 млн. рублей, и получили в качестве взятки
700 тыс. рублей и 100 долларов США, в связи с чем скрыли акт об
установленных нарушениях. Они же, пользуясь своим должностным
положением, получили взятки от стремившегося избежать проверок директора
ТОО “Арт-Трейд-Центр” Пилюгина в виде обедов и ужинов в ресторане “Смак”
общей стоимостью 5 658 666 рублей, за что были осуждены по п. “а”, “б” ч.
4 ст. 290 УК РФ (получение взятки, совершенное группой лиц по
предварительному сговору, неоднократно).