Хандельсбанк стал все больше включаться в клиринговый оборот
Внешэкономбанка с Федеративной Республикой Германией и в результате этого стал его главным корреспондентом.
В осуществлении документарных операций между СССР и ФРГ Ост-Вест
Хандельсбанк стал играть ведущую роль и обслуживал до 80 % операций в
этой области. В последующие годы шло дальнейшее увеличение доходов от
документарных операций, составляющих уже значительные суммы.
Во второй половине 80-х годов совместно с Внешэкономбанком Ост-Вест
Хандельсбанк расширил объем своих операций по финансированию экспорта из
ФРГ: в первую очередь это коснулось поставок машин и оборудования, труб
большого диаметра для постройки нефтепроводов. Финансирование
осуществлялось главным образом путем безотзывной покупки требований (
форфетирование) экспортеров за поставку товаров в Советский Союз и страны
СЭВ.
Ост-Вест Хандельсбанк стоял у истоков создания и финансирования
германо-советских совместных предприятий на территории СССР, проводя эту
деятельность в сотрудничестве с Внешэкономбанком и оказывал помощь при
размещении на территории ФРГ различных облигационных займов
Внешэкономбанка в марках ФРГ.
Вследствие постоянно растущего спроса, объем предоставляемых кредитов банка возрос до 1,7 млрд. марок ФРГ. Сумма баланса к концу 1989 года составила 2 млрд. марок ФРГ. 1
80-е годы ознаменовались началом создания советских дочерних
предприятий на территории ФРГ. Ост-Вест Хандельсбанк консультировал эти
предприятия, оказывал действенную помощь, приобретая доли участия в них.
Это участие распространилось в основном на дочерние общества крупных
российских предприятий, занятых в химической и деревообрабатывающей
промышленности, а также на страховые и транспортно-экспедиторские компании,
на организации, занимающиеся куплей-продажей товаров народного потребления,
кроме того, на фирмы, оказывающие финансово-управленческие консультации.
Таким образом, Ост-Вест Хандельсбанк стал третьим по величине росзагранбанком, обслуживающим внешнюю торговлю России.
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ В НАЧАЛЕ 90-
Х ГОДОВ
Условия деятельности банков резко изменились в 90-е годы.
В процессе начатой в 1987 году реформы банковской системы СССР
ставилась задача перевести на самоокупаемость конторы и отделения
российских банков, расширить их права. Деятельность системы российских
банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Этому
в значительной степени способствовала меняющаяся ситуация в экономике, ибо
Правительство провозгласило право предприятий самостоятельно решать все
хозяйственные вопросы. Правительство СССР приняло Постановление от
31.03.1989 г. “О переводе государственных специализированных банков СССР на
полный хозяйственный расчет и самофинансирование”. Перестройка экономики
сопровождалась ликвидацией системы централизованного материально-
технического снабжения. Это возродило обширную сеть посреднических и
торговых организаций. Резко возросла потребность в банковских услугах .
Экономика страны нуждалась в эффективном кредитно-расчетном обслуживании. 1
Таким образом , к концу 1990 года была произведена административная ломка существующей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 02.12.1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон “ О банках и банковской деятельности в РСФСР”.1 В стране уже функционировали более 300 коммерческих банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков , не зависимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле.
Система коммерческих банков начала развиваться и к концу 1993 года на
территории России функционировало более 2 тысяч таких банков и тысячи их
филиалов. Годом формирования двухуровневой банковской системы можно считать
1990 год. Первый (верхний) уровень представлен Центральным Банком РСФСР и
его главными территориальными управлениями в областях и краях, а также
национальными банками республик, входящих в состав РСФСР. Второй (нижний)
уровень состоит из сети коммерческих банков и их филиалов.
Политический перелом в некоторых странах Центральной и
Восточной Европы сопровождался ухудшением в 1990 году экономической
ситуации в СССР и странах СЭВ. Растущее давление конкуренции и, как
следствие, потери сегментов рынка обусловили ограничение, а иногда даже
остановку производства. Переориентация расчетов по торговле между странами
бывшего социалистического лагеря на СКВ привела к резкому сокращению
объемов взаимной торговли между ними. Столь значительные в прошлом
операции, проводимые росзагранбанками, все больше и больше сокращались.
Пришедший на смену Советскому Союзу целый ряд независимых государств, а
вместе с ними и децентрализация полномочий не только в политической, но и,
в особенности, в экономической областях, отрицательно сказалась на условиях
работы российских зарубежных банков. Ситуация обострилась, когда
Внешэкономбанк 5 декабря 1991 года объявил, что он не сможет более
выполнить обязательства по полученным до 1 января 1991 года кредитам.
Тот факт, что Внешэкономбанк СССР, являющийся одним из центральных банковских органов страны и осуществляющий расчеты по внешнеторговым операциям Советского Союза, выбыл из системы расчетов, а также переход от одноступенчатой к двухступенчатой банковской системе в России и других странах СНГ, заставили росзагранбанки быстро отреагировать на это.
Начала происходить переориентация финансовой деятельности и изменение структуры акционеров российских зарубежных банков. В России возникли сотни новых банков, которые стали активно заниматься внешнеэкономической деятельностью и многие потенциальные клиенты стали проводить через них расчетные валютные операции. Ведущие иностранные банки стали открывать отделения в России и стали привлекать массу российской клиентуры. Это потребовало от российских банков за рубежом изменения направлений своей деятельности, расширения спектра предоставляемых услуг, проведения реальной конкурентной борьбы за сохранения своей клиентуры и обеспечения необходимой прибыли.
Изменение политических и экономических условий в России и в
европейских странах существенно отразилось на работе российских зарубежных
банков, что будет показано на примере деятельности Ост-Вест
Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне).
Уже в 1990 году Ост-Вест Хандельсбанк начал ощущать перемены в
условиях своей деятельности. Столь значительные в прошлом операции с ГДР
все больше и больше сокращались. Предпринятая 19.08.1991 года попытка
политического переворота в Советском Союзе вызвала, хотя и короткий, но,
тем не менее, перерыв в проводимых клиринговых расчетах между Ост-Вест
Хандельсбанком и Внешторгбанком.
В начале 1992 года Центральный Банк России по поручению Президиума
Верховного Совета Российской Федерации перенял акции Госбанка и
Внешэкономбанка СССР, Сбербанка и различных внешнеторговых организаций в
капитале Ост-Вест Хандельсбанка в размере 65 млн. марок ФРГ. Одновременно
тем самым Центральный Банк Российской Федерации взял на себя
ответственность за дальнейшее существование банка и выполнение им своих
обязательств. В апреле 1992 года контрольный пакет акций перешел от
Центрального Банка к Токобанку, относящегося к числу ведущих частных
коммерческих банков, в структуре акционеров которого были представлены
различные отрасли экономики. В то же время произошло увеличение капитала
банка на 12 млн. марок ФРГ, подписку на которые осуществляли три акционера
( П/О Юганскнефтегаз, Архангельский Промстройбанк, В/О Росвнешторг). Размер
капитала возрос до 77 млн. марок ФРГ. 1
До конца 1992 года Ост-Вест Хандельсбанку с помощью акционеров, и
прежде всего Центрального Банка РФ, удалось
избавиться от основной доли имеющихся рисков по операциям с бывшем
Советским Союзом. По оставшимся рискам были созданы
соответствующие резервы. Помимо этого были созданы резервы и по другим
страновым рискам. Эти мероприятия значительно улучшили положение банка в
отношении рисков. Однако, глубокие изменения в сфере основной деятельности
банка не оставили без изменения его доходность. В рамках проводимых
стратегических преобразований свою основную задачу на предстоящий период
банк видел в том, чтобы всеобъемлюще и целенаправленно консультировать
торговых партнеров в ФРГ и странах СНГ, а также подключиться к банковскому
обслуживанию импортно-экспортных операций и расширить корреспондентские
отношения с уже имеющимися и появляющимися банками в России. Сдержанное
отношение немецких торговых партнеров на межбанковском депозитном рынке
удалось уравновесить путем привлечения средств от акционеров.
В 1993 году при помощи Центрального Банка России Ост-Вест
Хандельсбанк произвел упорядочение своих операций, проводимых с бывшими
странами-членами СЭВ. В этом же году банк увеличил портфель ценных бумаг на
110 млн. марок ФРГ, подняв его до уровня 323 млн. марок ФРГ. 1
Предпринятые меры
по реструктуризации банка, предпринятые с целью наиболее оптимального
соответствия изменившимся рыночным отношениям в России и странах СНГ, принесли успех . Начиная с этого времени, были
установлены взаимоотношения с большим количеством вновь образовавшихся
коммерческих банков, промышленных и торговых предприятий в России.
В 1995 году сумма баланса вновь достигла уровня 2 млн. марок ФРГ.
Изменения политической ситуации в Европе, и прежде всего развал СССР, повлекли за собой в начале 90-х годов существенное ухудшение кредитного портфеля. Изменившаяся до этого времени основа для деятельности банка была практически утрачена. Однако, совместными усилиями всех участников не только удалось освободить банк от бремени прошлого, но и обогатить его деятельность новыми целями, и, изменив соответствующим образом структуру банка, закрепить положительные тенденции для его дальнейшего существования, а в конечном итого стабилизировать этот успех.
3. АНАЛИЗ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ЗАГРАНБАНКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х
ГОДОВ
Одной из характерных черт экономического развития России за прошедшие
6-8 лет является существенные изменения в банковской системе:
многоуровневая система Государственного Банка СССР заменена на
двухуровневую систему - Центральный Банк России и коммерческие банки. За
это время накоплен опыт образования и функционирования более 2500
коммерческих банков. Он показал, что интенсивный рост числа банков в
условиях перехода экономики к рыночному саморегулированию сопровождается
возникновением серьезных проблем управления ресурсами банков.