Анализ доходов и рентабельности
p> • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера;

• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

• вести бухгалтерский учет лично.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов вырабатываемой информации по каждому из объектов учета. Главный бухгалтер
(финансовый директор), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с., законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление; полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Руководитель предприятия формирует учетную политику на основе
Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" от
09.12.98 г. № б4н, введенного в действие с 1 января 1999 года. Формируют учетную политику все предприятия независимо от форм собственности, а раскрывают - только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма учета не должна изменяться.

В настоящее время на предприятиях используются следующие формы бухгалтерского учета:

• журнал-главная;

• мемориально-ордерная;

• журнально-ордерная;

• автоматизированная.

Любое предприятие для осуществления производственной или иной коммерческой деятельности должно иметь определенный капитала "или совокупность ресурсов, обеспечивающих хозяйственную деятельность. На предприятиях, производящих продукцию, денежная форма капитала 1&р процессе заготовления ресурсов меняется на материальную, которая в процессе производства превращается в товарную. В свою очередь товарная форма капитала переходит в сферу обращения и в процессе реализации вновь превращается в денежную форму с приращением. В бухгалтерском учете отражается движение капитала отдельного предприятия по процессам:

• формирование уставного капитала (фонда);

• приобретение (заготовление) ресурсов;

• производство и выпуск продукции;

• реализация готовой продукции;

• формирование и использование финансовых результатов.

Для предприятий, выполняющих работы и оказывающих услуги, кругооборот капитала аналогичен кругообороту капитала на предприятиях, производящих продукцию. Вместе с тем в бухгалтерском учете движения капитала для таких предприятий исключается этап выпуска продукции, поскольку здесь осуществляется производство работ и услуг.

Для предприятий, осуществляющих торговую деятельность кругооборот капитала представляет смену денежной формы на товарную и товарной на денежную с приращением. В бухгалтерском учете для таких предприятий своеобразным является процесс производства услуг, в ходе которого новый продукт не создается, а производятся издержки по доведению товара до потребителя.

Процесс формирования и использования финансовых результатов связан с выявлением конечного финансового результата хозяйственной деятельности производственного предприятия (на счете прибылей и убытков). Конечный финансовый результат складывается из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг, товаров и доходов за вычетом расходов, полученных по разным операциям хозяйственной деятельности (реализации имущества, полученной арендной платы, убытков от стихийных бедствий и др.). Конечный финансовый результат учитывается в течение года нарастающим итогом. Использование прибыли отражается отдельно от полученной прибыли на одноименном счете.

Полученная прибыль используется на оплату налога на прибыль. По окончании года сумма использованной прибыли списывается в погашение полученной годовой прибыли. Оставшаяся неиспользованная прибыль переносится на специальный счет для учета ее движения в следующем году.

Для анализа прибыли от реализации товарной продукции производственным кооперативом "Электрон" (напольные электронные часы, настольные электронные часы) составим таблицу:

|№ |Показатели |За отч. |За аналогичн. |Откло- |Темп |
|п/п| |период |пер.отч.пер. |нение |прироста|
| | |тыс.руб. |тыс.руб. |тыс.руб. | |
| | | | | |% |
|1 |себестоимость реализации:|10,0 |10,5 |-0,5 |-5 |
| | | | | | |
| |товара | | | | |
|2 |Коммерческие расходы |0,4 |0,5 |-0,1 |-25 |
|3 |Управленческие расходы |0,6 |0,5 |+0,1 |+16,6 |
|4 |Прибыль (убыток) от |24,0 |18,5 |+5,5 |+22,9 |
| |реализации | | | | |
|5 |Проценты к получению |- |- |- |- |
|6 |Проценты к уплате |0,36 |0,35 |+0,01 |+2,8 |
|7 |Доходы от участия в |0,24 |0,24 |- |- |
| |других | | | | |
| |организациях | | | | |
|8 |Прочие операционные |0,7 |0,7 |- |- |
| |доходы | | | | |
|9 |Прочие операционные |0.7 |0,7 |- |- |
| |расходы | | | | |
|10 |Прибыль (убыток) от |23,88 |18,42 |+5,46 |+22,9 |
| |финансово-хозяйственной | | | | |
| |деятельности | | | | |
|11 |Прочие внереализационные | | | | |
| |доходы |0,5 |0,5 |- |- |
|12 |Прочие внереализационные |2,6 |2,0 |+0,6 |+23,1 |
| | | | | | |
| |расходы | | | | |
|13 |Прибыль (убыток) |21,78 |16,92 |+4,86 |+22,3 |
| |отчетного | | | | |
| |периода | | | | |
|14 |Налог на прибыль |8 |6 |+2 |+25 |
|15 |Отвлеченные средства |2,0 |2,0 |- |- |
|16 |Нераспределенная |11,78 |8,92 |+2,86 |+24,3 |
| |прибыль(убытки) | | | | |
| |отчетного периода | | | | |

Проанализировав данные таблицы 2 следует отметить, что прибыль производственного кооператива «Электрон» в отчетном году составила 21,78 тыс.руб., что на 4,86 тыс.руб. больше чем прибыль за аналогичный период прошлого года. Прямое влияние на прибыль оказало снижение себестоимости реализуемой продукции. Также влияние на прибыль оказало изменение ассортимента и структуры выпускаемой продукции, так как рентабельность отдельных изделий различна. При увеличении выпуска более рентабельных изделий изменение структуры и ассортимента ведет к увеличению прибыли, а при снижении - к уменьшению.

2. Доходы производственного предприятия в условиях рынка

Чтобы определить объем производства предприятия, необходимо проанализировать его доходы.

В самом общем виде доход представляет собой поток денежных и иных поступлений в единицу времени. Выделяют четыре основных пофакторных дохода: заработная плата, прибыль, процент, рента. (3, С. 600).

Доход производственного предприятия образуется за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг за вычетом материальных затрат, к которым относятся отчисления в социальные фонды и прочие затраты (кроме затрат на заработную плату) (5, С.45).

Анализ дохода касается касается общего случае с идущей вниз кривой спроса, а затем более специального случае, с которым сталкивается производственное предприятие на конкурентном рынке.

Совокупный доход (К), получаемый предприятием равен цене продукта (Р), умноженной на количество проданных единиц(О).
Размер совокупного дохода зависит от объема выпуска продукции:

R(Q)=PQ

Доход записывается как К(О), а не просто как R, потому что его размер зависит от объема выпускаемой продукции.

Предельный доход (MR) представляет собой приращение совокупного дохода ?R(Q) в С результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу ?(Q). mr=?r(q)/aq

Средний доход (AR) представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции. AR=R(Q)/Q

В таблице 3 показано изменение предельного и среднего доходов для предприятия P=6-Q. Заметим, что средний доход представляет собой просто цену единицы продукции:

AR=PQ/Q=P.

Таблица 3.
|Цена единицы |Количество |Получаемый доход, руб |
|продукции |проданного | |
| |товара | |
| | |совокупный |предельный |средний |
|6 | |0 |- |- |
|5 | |5 |5 |5 |
|4 |2 |8 |3 |4 |
|3 |3 |9 |1 |3 |
|2 |4 |8 |1 |2 |
|1 |5 | | | |

Для такой кривой спроса доход равен нулю, когда цена составляет 6 руб., т.к. при такой цене ничего не продается. Однако, при цене 5 руб., продается одна единица товара и доход в этом случае составляет 5 руб. Рост объема продукции увеличивается с 2 до 3, предельный доход снижается до 1 руб., а при дальнейшем росте реализация с 3 до 4 единиц, предельный доход становится отрицательным.

Отметим, что когда предельный доход положителен, доходы растут вместе с объемом реализации продукции, но когда предельный доход отрицателен, доходы снижаются.

Когда кривая спроса имеет наклон вниз, цена товара (средний доход) выше предельного дохода, так как все единицы продаются по одинаковой цене.
Чтобы увеличить сбыт на 1 единицу товара, цена должна упасть, и вся проданная продукция, а не только дополнительная, приносит меньше дохода.
Посмотрим, что происходит, когда выпуск продукции увеличивается с 1 до 2 единиц и цена снижается до 4 руб. Предельный доход равен 3 руб.: 4 руб. (доход от сбыта дополнительной единицы продукции) минус 1 руб. (потеря дохода от сбыта 1 единицы). Таким образом, предельный доход (3 руб.) меньше, чем цена (4 руб.)

3. Понятие рентабельности

Анализ рентабельности производственного предприятия

Рентабельность; в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. (Л, С. 131). В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:

• процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

• процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции; процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

• отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать