(имущества).
Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово- хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.
Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.
Общая рентабельность (Р) определяется путем деления балансовой прибыли
(П) на среднегодовую стоимость основных и оборотных средств(Ф)(4, С. 101}:
Р=П/Фх100%
Чтобы определить рентабельность производства на анализируемом предприятии (производственный кооператив
"Электрон"), обратимся к таблице 4.
Таблица 4
|N п/п |Показатели |за отчетный период|за отчетный период|
| | |текущего года, |предыдущего года, |
| | |тыс. |тыс. руб. |
| | |руб. | |
|1. |Балансовая прибыль |67.9 |68.6 |
|2. |Среднегодовая |190.0 |200.0 |
| |стоимость основных | | |
| |средств | | |
|3. |Среднегодовые остатки|12.0 |11.0 |
| |оборотных средств | | |
|4. |Итого: среднегодовая |202.0 |211,0 |
| |стои-мость основных и| | |
| |оборот-ных средств | | |
| |для расчета общей | | |
| |рентабельности | | |
На основе результатов таблицы 4 произведем расчет общей рентабельности. Общая рентабельность (Р) определяется путем деления балансовой прибыли (П) на среднегодовую стоимость основных и оборотных средств(Ф)(4, С.101):
Р=П/Фх100%=202.0/67.9 х100%=33.6% (за отчетный период текущего года);
Р=П/Фх100%=211.0/б8.6х100%=32.4% (за отчетный период предыдущего года).
Таким образом, определим отклонение в уровне рентабельности – 33,6 –
32,4 = 1,2%
На анализируемом предприятии в предыдущем году рентабельность составила 32,4%, а в отчетном году - 33,6%. В течение года производственный кооператив "Электрон" реализовал ряд мероприятий, позволивших повысить рентабельность на 1,2%.
4. Анализ прибыли и рентабельности, расчет и оценка факторов определивших изменение этих показателей.
4.1. Факторы влияющие на изменение доходов предприятия.
На доходы промышленного предприятия оказывают влияние различные факторы которые необходимо учитывать в процессе анализа. К таким факторам относятся: объем реализованной продукции, структура и ассортимент реализованной продукции и др.
Для расчета влияния факторов на уровень доходов необходимо рассчитать абсолютное отклонение суммы доходов отчетного и базисного периодов.
(табл.)
|№ |Показатели |Отчетный |Базисный |Абсолют- |Относ. |
|п/п | |период |период |ное откл. |Отклон. |
|1 |Балансовая прибыль |67,9 |68,6 |-0,7 |-1,03 |
|2 |Объем реализации |35,0 |30,0 |+5,0 |+14,3 |
Абсолютн. Сумма Сумма
Откл. = доходов - доходов баз.пер. отч.пер.
Методом сравнения выявляем размер изменения уровня доходов:
Разм.изм. Ур.дох. Ур.дох. уровня дох. = отч.пер. базисн.пер.
После того, как определили изменение доходов необходимо произвести расчет влияния различных факторов на них.
Изменение объема продаж на абсолютную сумму дохода, рассчитываем следующим образом:
Вл
Таким образом, изменение объема продукции будет равно 30 – 35 * 68.6
/100% = -3,43%
Влияние уровня доходов на абсолютное отклонение доходов рассчитывается следующим образом:
Размер Ур.дох Ур.дох. Фактич. изм-я = отч. - базисн. * объем в.п. /100% дох. пер. пер. отч.пер.
Размер изменения доходов = 68,6 – 67,9 * 35/100% =
= 0,25%
4.2. Факторы влияющие на изменение прибыли иг рентабельности предприятия.
Последовательный анализ прибыли должен быть направлен на определение влияния отдельных факторов:
1. Объем реализованной продукции;
2. себестоимость реализуемой продукции;
3. изменение оптовых цен, структуры и ассортимента реализуемой продукции;
4. доходы предприятия и др.
|№ |Показатели |Отчетный |Базисный |Абсолют- |Относ. |
|п/п | |период |период |ное откл. |Отклон. |
|1 |Объем реализации |35,0 |30,0 |+5,0 |+14,3 |
|2 |Себестоимость |10,0 |10,5 |-0,5 |-5 |
| |Реализованной | | | | |
| |продукции | | | | |
Одним из важнейших факторов, влияющих на изменение прибыли, является
объем реализованной продукции.
Влияние Фактич Фактич рент
объема реал = объем реал пр - объем реал пр * базисн / 100%
пр на прибыль отч.пер базисн пер пер
Для определения влияния себестоимости на прибыль, необходимо вычесть из фактической себестоимости плановую себестоимость фактически реализованной продукции по формуле:
Н = Р ф.с.о. - Р ф.с.п
где Н -изменение суммы прибыли;
Р ф.с.о. - фактически реализованная продукция по плановой себестоимости;
Р ф.с.п. - фактически реализованная продукция по себестоимости отчета.
Путем сравнения определяем влияние изменения оптовых цен:
Реализация в действ Выручка от реализации оптовых ценах - в ценах привед. в плане
Структура реализуемой продукции характеризуется удельным весом отдельных видов и сортов продукции в ее общем объеме. Для того, чтобы определить влияние структуры реализуемой продукции на сумму прибыли, необходимо: из суммы прибыли, вычисленной при фактическом объеме произведенной продукции, плановых затрат и плановых ценах, вычесть прибыль, скорректированную на фактический объем реализованной продукции
4.3. Анализ доходов, себестоимости и прибыли во взаимной увязке
Проводя финансовый анализ на промышленном предприятии, необходимо анализировать все показатели во взаимной увязке. Таким образом, мы сможем выявить, как изменение одного показателя, будет влиять на изменение другого показателя.
Влияние на изменение прибыли предприятия такого показателя, как изменение себестоимости реализованной продукции очевидно, так как снижение себестоимости продукции позволит увеличить доходы и прибыль на предприятии и наоборот, при увеличении себестоимости продукции, снижаются доходы и, прибыль предприятия.
5. Возможности предприятия по увеличению доходов, прибыли и рентабельности, вытекающие из анализа этих показателей.
По итогам проведенного анализа, выявив, как те или иные факторы влияют на изменение прибыли, необходимо разработать конкретные мероприятия по увеличению анализируемого показателя:
1. Увеличение объема выпуска продукции;
2. Снижение себестоимости продукции;
3. Снижение расходов предприятия;
4. Установление прочных хозяйственных связей е поставщиками сырья и материалов;
5. Систематический контроль за распределением сырья, материалов и топлива;
6. Повышение производительности труда работников;
7. Повышение квалификации специалистов;
8. Внедрение новейших технологий;
9. Эффективное использование производственных мощностей.
10. Создание торговых предприятий по реализации продукции;
11. Создание маркетинговых служб на предприятии;
12. Реконструкция и модернизация предприятия.
Заключение
В условиях рыночных отношений производственные предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Производственные предприятия читали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
Список литературы
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий
(объединений): Учебник/Под ред. В.Ф. Раевского.-2-е изд., перераб. и доп.-
М.: Финансы и статистика, 1988. - 415 с.
2. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф., Бухгалтерский учет и 1 налогообложение.
СПб: Издательский Торговый дом "Герда",1999.-512с.
3. Камаев В. Д. Основы экономической теории. Учебник. -М.: Изд-во
МГТУим. Баумана, 1998.- 760с.
4. Основы экономической теории. Учебное пособие/Под ред. Камаева В.Д.-
М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1997.-
284с.
5. Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. С англ./Научн.
ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. fe М,:
"Экономика", "Дело", 1992.-510 с.
-----------------------
Изменение
Объема продукции
(Абсолютн.)
=
Фактич.
Объем
(отч.пер)
-
Фактич.
Объем
(баз.пер.)
*
Уровень
доходов
(баз.пер)
/100%