В составе торгово-посреднеческого оборота выделяют: o Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли
– продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места. o Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.
Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:
1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:
. Товарооборот торговой сети в составе которой выделяется: o Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки,
АЗС и т.д.). o Товарооборот предприятий общественного питания
(столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).
. Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру.
2. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как: o Продажи непосредственно населению. o Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.
3. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют: o Реализация товара за наличку: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению; o Расчетные чеки учреждений, банков; o Продажу товаров по безналичному расчету.
4. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют: o Продажа товаров с немедленной оплатой; o Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.
Независимо от времени оплаты денег розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.
5. В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют: o Продажа новых товаров; o Продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.
При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.
При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.
Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов.
1.3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического анализа разрешает: o Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде; o Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре; o Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров; o Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.
Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.3.).
Рис. 1.3. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
|Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения |
|планов |
| | |
|Анализ динамики общего объема товарооборота |
| | |
|Анализ товарно-групповой структуры товарооборота |
| | |
|Анализ состава товарооборота по его определенным видам |
| | |
|Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров |
| | |
|Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение |
|товарооборота |
| | |
|Анализ запаса финансовой прочности предприятия |
1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово- экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота
предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.
Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по
площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по
ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации
Тс.ц., проводится по следующим формулам:
[pic]
где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;
Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.
Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:
[pic] где [pic]- среднегеометрический темп роста;
[pic] - конечный показатель динамического ряда;
[pic] - начальный показатель динамического ряда n – количество показателей в динамическом ряду.
3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста,
абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным
группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных
товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия.
Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в
коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает
возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса,
специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения,
налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и
продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и
др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и
объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.
4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.
5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ([pic]) и коэффициент вариации (v):
[pic]
[pic] где хi – товарооборота за i-тый период;
[pic] - средний объем товарооборотов за n периодов; n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.