Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1999 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.
Факторный анализ общего розничного товарооборота.
На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:
. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
. состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Товарный баланс по магазину «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.
Таблица 2.6
(суммы в тыс. грн.)
| | | |Отклон |Влия |
| | | |ение |ние на |
| | | |в |изме |
|Показатели |1999 |2000 |сумме |нение |
| | | | |това |
| | | |(+-) |рообо |
| | | | |рота |
| | | | |(+-) |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Запасы товаров на начало |209,2 |243,0 |+33,8 |+33,8 |
|года | | | | |
|Поступление товаров |2656,3 |3169,3 |+513,0 |+513,0 |
|Прочее выбытие товаров |1.8 |1,0 |-0,8 |+0,8 |
|Запасы товаров на конец |243,0 |306,1 |+63,1 |-63,1 |
|года | | | | |
|Розничная реализация |2620,7 |3105,2 |+484,5 |+484,5 |
|товаров | | | | |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с
1999 годом на 484,5 тыс. грн. за счет завышенных товарах запасов на начало
года (+33,8 тыс. грн.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс.
грн.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. грн.). Но возможности
роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных
запасов на конец года (–63,1 тыс. грн.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
На предприятии в 2000 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. грн. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной.
Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.
Оценку показателей по труду магазина «ВИЗИТ» Произведем на основе следующей таблицы:
Таблица.2.7.
Показтели по труду по магазина «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.
| | | |Откло |2000 г.|
|Показатели |1999 |2000 |нение |В % к |
| | | |(+,-) |1999 г.|
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Розничный товарооборот, | | | | |
|тыс.грн.: | | | | |
| в действующих ценах |2620,7 |3105,2 |+484,5|118,5 |
| в сопоставимых ценах |2620,7 |2681,5 |+60,8 |102,3 |
|Среднесписочная численность | | | | |
|торговых работников - всего |27 |28 |+1 |103,7 |
|,чел. | | | | |
|в т.ч. продавцов |20 |21 |+1 |105,0 |
|Удельный вес продавцов в | | | | |
|общей численности работников,|73,2 |75,0 |+1,8 |-------|
|% | | | | |
|Среднегодовая выработка | | | | |
|на одного торгового работни | | | | |
|ка, тыс.грн.: | | | | |
|в действующих ценах |97,06 |110,90 |+13,84|114,2 |
|в сопоставимых ценах |97,06 |95,77 |-1,29 |98,7 |
|Среднегодовая выработка на | | | | |
|одного продавца, тыс. грн. | | | | |
| в действующих ценах |131,04 |147,87 |+16,83|112,9 |
| в сопоставимых ценах |131,04 |127,69 |-3,35 |97,5 |
|Прирост товарооборота в | | | | |
|действующих ценах за счет | | | | |
|роста производительности |71,8 |73,3 |+1,5 |------|
| | | | |- |
|труда, % | | | | |
Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового
работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с
1999 годом возросла на 13,8 тыс. грн. или на 14,2%. За счет роста
производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере
354,9 тыс. грн. (+16,9 тыс. грн. х 21 чел.). В общей сумме прироста
товарооборота в действующих ценах за 2000 год это составило 73,3%.
На изменение суммы розничного товарооборота в 2000 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1999 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. грн. (+1 чел. Х 131,0 тыс. грн.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.
Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 2.8
Таблица 2.8.
Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота
| |Влияние на динамику товарооборота |
|Наименование | | |
|факторов |расчет |сумма, |
| | |тыс. грн. |
|1 |2 |2 |
|Изменение численности | | |
|продавцов |(21-20) х 131,0 |+131.0 |
|Изменение среднегодо | | |
|вой выработки |(147,9-131,0) х21 |+354,9 |
|продавцов | | |
|Всего | |+484,5 |
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия.
По магазину «ВИЗИТ» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:
Таблица 2.9
Показатели эффективности использования материально-технической базы магазина «ВИЗИТ» за 1999-2000 г.г.
| | | |Отклоне |2000 г. в %|
| | | |ние (+,-) | |
|Показатели |1999 |2000 | |к 1999 г. |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Торговая площадь, м 2 |400 |420 |+20 |105,0 |
|Количество рабочих |324 |319 |-5 |98,5 |
|дней за год | | | | |
|Средняя |11,6 |11,5 |-0,1 |99,1 |
|продолжи-тельность | | | | |
|рабочего | | | | |
|дня, час | | | | |
|Выработка на 1 м тор- | | | | |
|говой площади за час |174,3 |201,5 |+27,2 |115,6 |
|работы, грн. | | | | |
|Розничный товарообо | | | | |
|рот в действующих |2620,7 |3105,2 |+484,5 |118,5 |
|ценах, тыс. грн. | | | | |
Из данных таблицы видно, что в 2000 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 1999 году до
319 дней в 2000 году. Это произошло в результате нарушения сроков
проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных
материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и
средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2000 году 201,5 гривен против 174,3 гривен в 1999 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.
Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота (см. таблицу 2.10.).
Таблица 2.10
Расчет влияния показателей эффективности использования материально- технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота
| | |Цепная подстановка | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|Показатели |1999 | |2000 |
| | | | |
| | | | |
| | |торгова|число |средняя | |
| | |я |рабочи|продолжит| |
| | |площадь|х |ельность | |
| | | |дней |рабочего | |
| | | | |дня | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Фактическая торговая | | | | | |
|площадь, кв.м. |400 |420 |420 |420 |420 |
|Фактическое число рабо | | | | | |
|чих дней |324 |324 |319 |319 |319 |
|Фактическая средняя про | | | | | |
|должительность рабочего | | | | | |
|дня, час |11,6 |11,6 |11,6 |11,5 |11,5 |
|Фактическая выработка на | | | | | |
|1 кв.м. торговой площади | | | | | |
|за час работы, грн. |174,3 |174,3 |174,3 |174,3 |201,5 |
|Розничный товарооборот | | | | | |
|в действующих ценах за | | | | | |
|год, тыс. грн. |2620,7 |2751,4 |2708,9|2685,6 |3105,2 |
Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:
. рост торговой площади 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. грн.
. уменьшение количества рабочих дней 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. грн,
. уменьшение продолжительности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3
тыс. грн.
. повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы
3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. грн.
Итого 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 тыс. грн.
Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2000 году на 550,3 тыс. грн. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. грн.(42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 году на 484,5 тыс. грн.
Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема.
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики
развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 гг.
позволяет сделать следующие выводы:
. розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
. достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
. прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
. предприятие в 2000 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.
Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста
товарооборота в 2000 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы
возрасти за счет:
. улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. грн.;
. повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. грн.;
. повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 68,8 тыс. грн.
Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили
202,3 тыс. грн.
Предложения по дальнейшему развитию розничного товарооборота магазина
«ВИЗИТ»:
. совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;
С этой целью коммерческой службе предприятия производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.
Расчеты показывают, что если в 2001 году темпы роста поступления сохранятся на уровне 2000 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. грн. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%
(610:3105,2 х100)
. добиться роста эффективности труда торговых работников;
С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день,
произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов,
добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме
поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по
предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и
другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней
выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с ростом
количества, реализованных товаров в 2000 году розничный товарооборот может
увеличиться в 2001 году на 65,0 тыс. грн. (131,0х2. .%х21).
. улучшить пользование материально-технической базы предприятия;
С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.
Произведенные расчеты говорят о том, что доведение в 2001 году числа рабочих дней в году до уровня 1999года (324 дня) и увеличения средней продолжительности рабочего дня на 0,1 часа позволят дополнительно получить в 2001 году 75,5 тыс. грн. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%
В совокупности за счет повышения эффективности ресурсов можно получить
прирост товарооборота в 2001 году на 750,5 тыс. грн. или на 24,2%.
. экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;
Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать
вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов,
добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по
периодам года и по отделам предприятия.
. совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от рёализации товаров и др.);
. внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;
. осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.
Список используемой литературы.
1. Абдукаримов И. Т. Анализ хозяйственной деятельности
потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. – 2-е изд.,перераб.-М.:
Экономика, 1989.-319 с.-ISBN 5-282-00174-8
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1998г.
3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. – 4-е изд., пераб. и доп. – Мн.:Выш. шк.,1995г.
4. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. – М.: Экономика,
1996 г.
5. Шуляк П.Н. Ценообразование/ Учебно – практическое пособие. – М.: Изд-во
«Информационно- практический центр «Маркетинг»,1998г.