Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе покупателей оформляются специальными таблицами.
Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле
имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная
поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания
обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие
темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей
(потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по
вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть
создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и
принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры
поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным
покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных
средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.
5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.
Выполнения плана и динамики оптового товарооборота, как и
розничного, зависят от трёх групп факторов:
1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
3) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.
Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В проходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации явл. поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных.
Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе.
Важным вопросом анализа явл. изучение качества поступивших товаров.
Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач
оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества
поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется
проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в
ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаров
проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам,
сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено
поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.
Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится примерно так же, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый период).
Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях примерно такая же как и в розничной торговле. В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.
Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их анализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.
Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и
материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с
изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров.
Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.
Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов
(особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации
товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых
ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества
обслуживания покупателей.
6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.
Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового товарооборота – правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведётся оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно- транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объёму поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово- коммерческой работе с покупателями.
На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов оптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платёжеспособности оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.
Применение ЭВМ позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары.
Таблица №1.
«Анализ выполнения плана
nоварооборота по видам продаж».
|виды продаж |факт |текущий год | |в % к |уд. вес. | |
| |прошлого | | |прошлом| | |
| |года | | |у | | |
| |(тыс.р.) | | | | | |
| | |план(тыс|факт(тыс|% вып.| |прошл.|тек.го|
| | |.р.) |.р.) | | |год |д |
|Розничная |80 |80 |63.6 |79.50 |75.90 |20 |10,71 |
|сеть | | | | | | | |
|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|165.63 |80 |89.29 |
|в т.ч. |70 |100 |212 |212 |302.86 |17.50 |35.71 |
|экспорт | | | | | | | |
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40 |100 |100 |
Решение:
% вып. = факт/план * 100%
Текущий год:
% вып. Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50%
Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77% экспорт = 212/100*100 = 212%
ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%
В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%
В % к прошлому: Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%
Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63% экспорт = 212/70*100 = 302,86%
ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40%
Уд.вес = часть/целое*100%
Уд.вес прошл.г. = факт прошл.г./итого факт прошл.г.*100%
Розничная сеть = 80/400*100 = 20%
Оптовая сеть = 320/400*100 = 80% экспорт = 70/400*100 = 17,50%
Уд.вес тек.г. = факт тек.г./итого факт тек.г.*100%
Розничная сеть = 63,60/593,60*100 = 10,71%
Оптовая сеть = 530/593,60*100 = 89,29% экспорт = 212/593,60*100 = 35,71%
Анализ:
В целом по предприятию % вып. (всего) за текущий год составил
107,93 %, перевыполнение - 7,93 %, в рублях это составит
43,60 тыс.руб., поскольку удельный вес текущего года в оптовой сети
составил 89,29 %. По сравнению с прошлым годом план оптовой сети также,
как и розничной значительно перевыполнен, в целом по сравнению с прошлым
годом Троста составил 148,40 %, Тприроста – 48,40 %. В оптовой сети Троста
составил 165,63 %, Тприроста – 65,63 %. Что касается экспорта товаров,
т.е. вывоза наших отечественных товаров в зарубежные страны, то можно
сказать, что в текущем году по сравнению с прошлым предприятию поступило
большое количество предложений от иностранных клиентов и в текущем году
удалось реализовать товара за границу на 212 тыс.руб., тогда как в прошлом
году было всего реализовано товаров на сумму 70 тыс.руб. Удельный вес в
текущем году составил 35,70 %, а в прошлом был 17,50 % от общего объёма
реализации.
Таблица №2.
«Анализ оптового товарооборота».
|виды продаж |факт |текущий год |
| |прошл.го| |
| |да | |
| |(тыс.р.)| |
| | |план |факт |% вып.|
| | |(тыс.р.)|(тыс.р.) | |
|Розничная сеть |80 |80 |63.60 |79,50 |
|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|
|в т.ч. продажа |300 |385 |413.40 |107.38|
| | | | | |
|1) Московская | | | | |
|обл. | | | | |
|2) переброска |80 |155 |169.60 |109,42|
|3) прочее |20 |10 |10,60 |106 |
Решение:
% вып. = факт/план*100%
Текущий год:
% вып. Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%
Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%
ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93% а) Московская область = 413,40/385*100 = 107,38% б) переброска = 169,60/155*100 = 109,42% в) прочее = 10,60/10*100 = 106%
Анализ:
Всего % вып. за текущий год составил 107,93 % (перевыполнение –
7,93 %), в рублях это отклонение составит 43,60 тыс.руб. Перевыполнение
достигнуто в большей степени за счёт оптовой сети. По сравнению с прошлым
годом факт текущего года увеличился, тем самым отклонение в рублях
составило 193,60 тыс.руб., а Троста 48,40 %, это достигнуто за счёт
переброски, т.к. фактически за текущий год она возросла в два раза и в
текущем году составила 169,60 %. Всё это объясняется повышенным спросом на
продукцию данного предприятия, что говорит об успехе на рынке.
Таблица №3.
«Анализ выполнения плана
поступления по источникам».
|источники |факт |текущий год |в % к |уд.вес |
|поступления |прошл.г| |прошл.| |
| |. | | | |
| |(тыс.р.| | | |
| |) | | | |
| | |план(ты|факт(ты|% вып.| |прошл.|текущ.|
| | |с.р.) |с.р.) | | |г. |г. |
|Московск.изд-|280 |385 |486.75 |126.43|173.84|70 |82 |
|ва | | | | | | | |
|Другие |80 |155 |89.04 |57.45 |111.30|20 |15 |
|Покупка у |40 |10 |17.81 |178.10|44.53 |10 |3 |
|насел. | | | | | | | |
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40|100 |100 |
Решение:
Факт прошл.г. = итого факт прошл.г.*Уд.вес (часть) прошл.г.
Московские изд-ва = 400*70% = 280 тыс.руб.
Другие = 400*20% = 80 тыс.руб.
Покупка у насел. = 400*10% = 40 тыс.руб.
Факт тек.г. = итого факт тек.г.*Уд.вес (часть) тек.г.
Московские изд-ва = 593,60*82% = 486,75 тыс.руб.
Другие = 593,60*15% = 89,04 тыс.руб.
Покупка у насел. = 593,60*3% = 17,81 тыс.руб.
% вып. = факт/план*100%
Текущий год:
Московские изд-ва = 486,75/385*100 = 126,43 %
Другие = 89,04/155*100 = 57,45 %
Покупка у насел. = 17,81/10*100 = 178,10 %
ИТОГО = 593060/550*100 = 107,93 %
В % к прошл.г. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%
Московские изд-ва = 486,75/280*100 = 173,84 %
Другие = 89,04/80*100 = 111,30 %
Покупка у насел. = 17,81/40*100 = 44,53 %
ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40 %
Анализ:
В целом по предприятию в текущем году поступление товаров было
перевыполнено незначительно, планировалось товара на 550
тыс.руб., а фактически составило 593,60 тыс.руб., тем самым возросло на
7,93 %. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 193,60
тыс.руб. В текущем году, как и в прошлом наибольшее поступление товаров
было от Московских издательств, которые играют немаловажную роль в нашей
стране, поддерживая тем самым российского писателя. Кроме того, по
Московским издательствам в текущем году поступило товаров на 486,75
тыс.руб., хотя было запланировано 385 тыс.руб., по сравнению с прошлым
годом этот показатель почти в два раза вырос, т.к. поступлений в прошлом
году от Московских издательств было на 280 тыс.руб. Удельный вес в текущем
году составил 82 %, а в прошлом – 70 % от общего объёма поступления
товаров.
Таблица №4.
«Динамика качественных
показателей торговой деятельности».
|показатели |единицы |факт |изменен. |в % к |
| |измерен.| |в |прошл.г.|
| | | |динамике | |
| | |прошл.го|отчётн.г| | |
| | |д |од | | |
|Ритмичность | | | | | |
|выполнения плана | | | | | |
|поставки товаров | | | | | |
|розничной торговле:| | | | | |
|по декадам |% к |77,4 |79 |1,6 |102,1 |
| |общему | | | | |
| |объёму | | | | |
| |поставки| | | | |
|по месяцам |% к |100 |100 |- |100 |
| |общему | | | | |
| |объёму | | | | |
| |поставки| | | | |
|Ритмичность |% к |95,8 |96,9 |1,1 |101,1 |
|выполнения складами|общему | | | | |
|месячных планов |числу | | | | |
|реализации товаров |месяцев | | | | |
| |складов | | | | |
|Коэффициент |% к |24,6 |25 |0,4 |101,6 |
|контрольной прверки|общему | | | | |
|качества |объёму | | | | |
|поступивших товаров|поступвш| | | | |
| |их | | | | |
| |товаров | | | | |
|Коэффициент охвата |% к |75,3 |78,8 |3,5 |104,6 |
|централизованной |общему | | | | |
|доставкой отпуска |объёму | | | | |
|товаров со складов |складско| | | | |
|оптового |й | | | | |
|предприятия |поставки| | | | |
| |товаров | | | | |
Решение:
В % к прошл.г. = факт отчётн.г./факт прошл.г.*100%
По декадам = 79/77,4*100 = 102,1 %
По месяцам = 100/100*100 = 100 %
Ритмичность выполнения = 96,9/95,8*100 = 101,1 %
Коэффициент контрольн. проверки = 25/24,6*100 = 101,6 %
Коэффициент охвата = 78,8/75,3*100 = 104,6 %
Изменение в динамике = факт отчётн.г. – факт прошл.г.
По декадам = 79 – 77,4 = 1,6
Ритмичность выполнения = 96,9 – 95,8 = 1,1
Коэффициент контрольн. проверки = 25 – 24,6 = 0,4
Коэффициент охвата = 78,8 – 75,3 = 3,5
Анализ:
По сравнению с прошлым годом на предприятии улучшилась ритмичность
поставки товаров и увеличилась проверка качества поступивших товаров. Это
говорит о надёжности предприятия, о повышенном спросе на его товары, о
квалификации сотрудников и их добросовестном отношении к работе. Возросла
доля централизованной доставки в общем объёме складской реализации товаров.
Для того, чтобы крепко стоять на ногах оптовое предприятие должно и далее
обеспечивать ритмичную поставку товаров по декадам и отдельным дням,
развивать и совершенствовать их централизованную поставку.
Используемая литература:
1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.
2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.
3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организа- ция», Москва 1997 г.
4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск
2000 г.
5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»
Москва 1996 г.