Анализ оптовой торговли
p> Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа).
Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе покупателей оформляются специальными таблицами.

Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей
(потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.

5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.

Выполнения плана и динамики оптового товарооборота, как и розничного, зависят от трёх групп факторов:
1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
3) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.

Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В проходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации явл. поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных.

Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе.

Важным вопросом анализа явл. изучение качества поступивших товаров.
Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаров проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам, сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.

Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится примерно так же, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый период).

Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях примерно такая же как и в розничной торговле. В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.

Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их анализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.

Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров.
Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.

Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов
(особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества обслуживания покупателей.

6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.

Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового товарооборота – правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведётся оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно- транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объёму поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово- коммерческой работе с покупателями.

На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов оптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платёжеспособности оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.

Применение ЭВМ позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары.

Таблица №1.

«Анализ выполнения плана

nоварооборота по видам продаж».


|виды продаж |факт |текущий год | |в % к |уд. вес. | |
| |прошлого | | |прошлом| | |
| |года | | |у | | |
| |(тыс.р.) | | | | | |
| | |план(тыс|факт(тыс|% вып.| |прошл.|тек.го|
| | |.р.) |.р.) | | |год |д |
|Розничная |80 |80 |63.6 |79.50 |75.90 |20 |10,71 |
|сеть | | | | | | | |
|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|165.63 |80 |89.29 |
|в т.ч. |70 |100 |212 |212 |302.86 |17.50 |35.71 |
|экспорт | | | | | | | |
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40 |100 |100 |

Решение:

% вып. = факт/план * 100%


Текущий год:

% вып. Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50%

Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77% экспорт = 212/100*100 = 212%

ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%

В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%

В % к прошлому: Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%

Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63% экспорт = 212/70*100 = 302,86%

ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40%


Уд.вес = часть/целое*100%

Уд.вес прошл.г. = факт прошл.г./итого факт прошл.г.*100%

Розничная сеть = 80/400*100 = 20%

Оптовая сеть = 320/400*100 = 80% экспорт = 70/400*100 = 17,50%

Уд.вес тек.г. = факт тек.г./итого факт тек.г.*100%

Розничная сеть = 63,60/593,60*100 = 10,71%

Оптовая сеть = 530/593,60*100 = 89,29% экспорт = 212/593,60*100 = 35,71%

Анализ:

В целом по предприятию % вып. (всего) за текущий год составил
107,93 %, перевыполнение - 7,93 %, в рублях это составит
43,60 тыс.руб., поскольку удельный вес текущего года в оптовой сети составил 89,29 %. По сравнению с прошлым годом план оптовой сети также, как и розничной значительно перевыполнен, в целом по сравнению с прошлым годом Троста составил 148,40 %, Тприроста – 48,40 %. В оптовой сети Троста составил 165,63 %, Тприроста – 65,63 %. Что касается экспорта товаров, т.е. вывоза наших отечественных товаров в зарубежные страны, то можно сказать, что в текущем году по сравнению с прошлым предприятию поступило большое количество предложений от иностранных клиентов и в текущем году удалось реализовать товара за границу на 212 тыс.руб., тогда как в прошлом году было всего реализовано товаров на сумму 70 тыс.руб. Удельный вес в текущем году составил 35,70 %, а в прошлом был 17,50 % от общего объёма реализации.

Таблица №2.

«Анализ оптового товарооборота».

|виды продаж |факт |текущий год |
| |прошл.го| |
| |да | |
| |(тыс.р.)| |
| | |план |факт |% вып.|
| | |(тыс.р.)|(тыс.р.) | |
|Розничная сеть |80 |80 |63.60 |79,50 |
|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|
|в т.ч. продажа |300 |385 |413.40 |107.38|
| | | | | |
|1) Московская | | | | |
|обл. | | | | |
|2) переброска |80 |155 |169.60 |109,42|
|3) прочее |20 |10 |10,60 |106 |

Решение:
% вып. = факт/план*100%

Текущий год:

% вып. Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%

Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%

ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93% а) Московская область = 413,40/385*100 = 107,38% б) переброска = 169,60/155*100 = 109,42% в) прочее = 10,60/10*100 = 106%

Анализ:

Всего % вып. за текущий год составил 107,93 % (перевыполнение –
7,93 %), в рублях это отклонение составит 43,60 тыс.руб. Перевыполнение достигнуто в большей степени за счёт оптовой сети. По сравнению с прошлым годом факт текущего года увеличился, тем самым отклонение в рублях составило 193,60 тыс.руб., а Троста 48,40 %, это достигнуто за счёт переброски, т.к. фактически за текущий год она возросла в два раза и в текущем году составила 169,60 %. Всё это объясняется повышенным спросом на продукцию данного предприятия, что говорит об успехе на рынке.

Таблица №3.

«Анализ выполнения плана

поступления по источникам».


|источники |факт |текущий год |в % к |уд.вес |
|поступления |прошл.г| |прошл.| |
| |. | | | |
| |(тыс.р.| | | |
| |) | | | |
| | |план(ты|факт(ты|% вып.| |прошл.|текущ.|
| | |с.р.) |с.р.) | | |г. |г. |
|Московск.изд-|280 |385 |486.75 |126.43|173.84|70 |82 |
|ва | | | | | | | |
|Другие |80 |155 |89.04 |57.45 |111.30|20 |15 |
|Покупка у |40 |10 |17.81 |178.10|44.53 |10 |3 |
|насел. | | | | | | | |
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40|100 |100 |

Решение:

Факт прошл.г. = итого факт прошл.г.*Уд.вес (часть) прошл.г.

Московские изд-ва = 400*70% = 280 тыс.руб.

Другие = 400*20% = 80 тыс.руб.

Покупка у насел. = 400*10% = 40 тыс.руб.

Факт тек.г. = итого факт тек.г.*Уд.вес (часть) тек.г.

Московские изд-ва = 593,60*82% = 486,75 тыс.руб.

Другие = 593,60*15% = 89,04 тыс.руб.

Покупка у насел. = 593,60*3% = 17,81 тыс.руб.

% вып. = факт/план*100%

Текущий год:

Московские изд-ва = 486,75/385*100 = 126,43 %

Другие = 89,04/155*100 = 57,45 %

Покупка у насел. = 17,81/10*100 = 178,10 %

ИТОГО = 593060/550*100 = 107,93 %


В % к прошл.г. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%

Московские изд-ва = 486,75/280*100 = 173,84 %

Другие = 89,04/80*100 = 111,30 %

Покупка у насел. = 17,81/40*100 = 44,53 %

ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40 %

Анализ:

В целом по предприятию в текущем году поступление товаров было перевыполнено незначительно, планировалось товара на 550 тыс.руб., а фактически составило 593,60 тыс.руб., тем самым возросло на
7,93 %. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 193,60 тыс.руб. В текущем году, как и в прошлом наибольшее поступление товаров было от Московских издательств, которые играют немаловажную роль в нашей стране, поддерживая тем самым российского писателя. Кроме того, по
Московским издательствам в текущем году поступило товаров на 486,75 тыс.руб., хотя было запланировано 385 тыс.руб., по сравнению с прошлым годом этот показатель почти в два раза вырос, т.к. поступлений в прошлом году от Московских издательств было на 280 тыс.руб. Удельный вес в текущем году составил 82 %, а в прошлом – 70 % от общего объёма поступления товаров.

Таблица №4.

«Динамика качественных

показателей торговой деятельности».

|показатели |единицы |факт |изменен. |в % к |
| |измерен.| |в |прошл.г.|
| | | |динамике | |
| | |прошл.го|отчётн.г| | |
| | |д |од | | |
|Ритмичность | | | | | |
|выполнения плана | | | | | |
|поставки товаров | | | | | |
|розничной торговле:| | | | | |
|по декадам |% к |77,4 |79 |1,6 |102,1 |
| |общему | | | | |
| |объёму | | | | |
| |поставки| | | | |
|по месяцам |% к |100 |100 |- |100 |
| |общему | | | | |
| |объёму | | | | |
| |поставки| | | | |
|Ритмичность |% к |95,8 |96,9 |1,1 |101,1 |
|выполнения складами|общему | | | | |
|месячных планов |числу | | | | |
|реализации товаров |месяцев | | | | |
| |складов | | | | |
|Коэффициент |% к |24,6 |25 |0,4 |101,6 |
|контрольной прверки|общему | | | | |
|качества |объёму | | | | |
|поступивших товаров|поступвш| | | | |
| |их | | | | |
| |товаров | | | | |
|Коэффициент охвата |% к |75,3 |78,8 |3,5 |104,6 |
|централизованной |общему | | | | |
|доставкой отпуска |объёму | | | | |
|товаров со складов |складско| | | | |
|оптового |й | | | | |
|предприятия |поставки| | | | |
| |товаров | | | | |

Решение:

В % к прошл.г. = факт отчётн.г./факт прошл.г.*100%

По декадам = 79/77,4*100 = 102,1 %

По месяцам = 100/100*100 = 100 %

Ритмичность выполнения = 96,9/95,8*100 = 101,1 %

Коэффициент контрольн. проверки = 25/24,6*100 = 101,6 %

Коэффициент охвата = 78,8/75,3*100 = 104,6 %

Изменение в динамике = факт отчётн.г. – факт прошл.г.

По декадам = 79 – 77,4 = 1,6

Ритмичность выполнения = 96,9 – 95,8 = 1,1

Коэффициент контрольн. проверки = 25 – 24,6 = 0,4

Коэффициент охвата = 78,8 – 75,3 = 3,5

Анализ:

По сравнению с прошлым годом на предприятии улучшилась ритмичность поставки товаров и увеличилась проверка качества поступивших товаров. Это говорит о надёжности предприятия, о повышенном спросе на его товары, о квалификации сотрудников и их добросовестном отношении к работе. Возросла доля централизованной доставки в общем объёме складской реализации товаров.
Для того, чтобы крепко стоять на ногах оптовое предприятие должно и далее обеспечивать ритмичную поставку товаров по декадам и отдельным дням, развивать и совершенствовать их централизованную поставку.

Используемая литература:

1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.


2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.


3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организа- ция», Москва 1997 г.


4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск

2000 г.


5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»

Москва 1996 г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать