Анализ розничного товарооборота в условиях рыночной экономике
p> Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

. по отделам

Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующую таблицу;

Таблица 4.

Розничный товарооборот по отделам ООО «ДЛЯ ВАС» за 1998-1999 г. г.

|Отделы |Фактический розничный |Отклонение в |1997г. в % к |
|предприятия |товарооборот, тыс. руб. |сумме (+,-) |1996 г. |
| |1998 |1999 |В |В |В |В |
| | | |действ|сопост|действу|сопост|
| | | |ующих |авимых|ющих |авимых|
| | | |ценах |ценах |ценах |ценах |
| | |В |В | | | | |
| | |действу|сопоста| | | | |
| | |ющих |вимых | | | | |
| | |ценах |ценах | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|Мясной |372,1 |447.0 |376,6 |+74,9 |+4,5 |120,1 |101,2 |
|Колбасные |652,6 |767.0 |653,8 |+114,4|+1,2 |117,5 |100,2 |
|изделия | | | | | | | |
|Ликероводочные|597,4 |705,0 |604,7 |+107,6|+7,3 |118,0 |101,2 |
|изделия | | | | | | | |
|Соки-воды |264,7 |321,8 |304,8 |+57,1 |+40,1 |121,6 |115,1 |
|Рыбный |76,1 |90,1 |77,3 |+ 14,2|+1,2 |118,7 |101,6 |
|Бакалейный |369,5 |441.7 |378,5 |+72,2 |+9,0 |119,5 |102,2 |
|Хлебный |117,9 |136,6 |117,5 |+18,7 |- 0,4 |115.9 |99,7 |
|Непродовольств|170,4 |195.8 |168,3 |+25,4 |- 2,1 |114,9 |98,8 |
|енные товары | | | | | | | |
|Итого по |2620,7 |3105,2 |2681,5 |+485,5|+60,8 |118,5 |102,3 |
|предприятию | | | | | | | |

Таблица 5

Розничный товарооборот ООО «ДЛЯ ВАС» по товарным группам за 1998-1999 г.г.

|Товарные группы |1998 |1999 |1999г. в % к |
| | | |1998г. |
| |сумма |удель| в действующих |в сопоставимых|в сопо|в |
| |млн. |ный |ценах |ц енах | |деист |
| |руб. |вес, | | |стави |вующих|
| | |% | | |мых |ценах |
| | | | | |цепях | |
| | | |сумма |удель |сумма |удель |ценах | |
| | | |тыс. |ный |тыс. |ный | | |
| | | |руб. |вес ,%|руб. |вес, %| | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Мясо и птица |372,1 |14,2|447,0 |14,4 |376,2 |14,0 |120.1 |101,2 |
|Колбасные |340,8 |13,0|403,4 |13,0 |342,7 |12,8 |118,4 |100,6 |
|изделия | | | | | | | | |
|Рыба, сельдь |76.1 |2,9 |90,3 |2,9 |77,3 |2,8 |118,7 |101.6 |
|Масло животное |97.0 |3,7 |114,9 |3,7 |98,8 |3,7 |118.5 |101,9 |
|Молоке, сыр и |214,8 |8,2 |248.7 |8,0 |212,2 |7,9 |115,8 |98.8 |
|молочные | | | | | | | | |
|продукты | | | | | | | | |
|Яйца |68,2 |2,6 |80,9 |2,6 |69,8 |2,6 |118,6 |102.3 |
| | | | | | | | | |
|Сахар |81.3 |3,1 |99,3 |3,2 |84,0 |3,2 |122,1 |103,3 |
| | | | | | | | | |
|Кондитерские |157,3 |6,0 |186,8 |6,0 |160,5 |5,9 |118.8 |102.0 |
|изделия | | | | | | | | |
| Хлеб и |117,9 |4,5 |136,6 |4,4 |117,5 |4.4 |115,9 |99,5 |
|хлебобулочные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Мука, крупа и |62,7 |2,4 |74,7 |2,4 | 64,2 |2.4 |119,1 |102,4 |
|макаронные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Водка и |314,4 |12,0|375,7 |12,1 |323,5 |12,1 |119.5 |102„9 |
|ликероводочные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Вина, |283,0 |10,8|329,3 |10.4 |281,2 |10,5 |116.4 |99,4 |
|шампанское, | | | | | | | | |
|коньяк | | | | | | | | |
|Прочие |264,7 |10,1 |321,8 |10,4 |304,8 |11,4 |121,6|115,1 |
|продовольсгвенны| | | | | | | | |
|е товары | | | | | | | | |
|Непродовольствен|170,4 |6,5 |195,8 |6,3 |168,3 |6,3 |114,9|98,8 |
|ные товары | | | | | | | | |
| | | | | | | | |— |
|Всего товаров |2620,7|100,0|3105,2 |100,0 |2681,5|100,0 |118,5|102,3 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | |. „ | |

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1998 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

4.Факторный анализ общего розничного товарооборота.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
. состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:

Товарный баланс по ООО «ДЛЯ ВАС» за 1998 -1999 г.г.

Таблица 6

(суммы в тыс. руб.)
| | | |Отклон |Влия |
| | | |ение |ние на |
| | | |в |изме |
|Показатели |1998 |1999 |сумме |нение |
| | | | |това |
| | | |(+-) |рообо |
| | | | |рота |
| | | | |(+-) |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Запасы товаров на начало |209,2 |243,0 |+33,8 |+33,8 |
|года | | | | |
|Поступление товаров |2656,3 |3169,3 |+513,0 |+513,0 |
|Прочее выбытие товаров |1.8 |1,0 |-0,8 |+0,8 |
|Запасы товаров на конец |243,0 |306,1 |+63,1 |-63,1 |
|года | | | | |
|Розничная реализация |2620,7 |3105,2 |+484,5 |+484,5 |
|товаров | | | | |

Розничный товарооборот предприятия возрос в 1999 году по сравнению с
1998 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).

Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

В предприятии в 1999 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1998 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 1999 году положительной.

Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в следующей таблице 7.

Данные таблицы показывают, что по всем товарным группам розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. руб.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду ООО «ДЛЯ ВАС» Произведем на основе следующей таблицы:

Таблица.7.

Показтели по труду по ООО«ДЛЯ ВАС» за 1998 -1999 г.г.


| | | |Откло |1999 г.|
|Показатели |1998 |1999 |нение |В%к |
| | | |(+,-) |1998 г.|
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Розничный товарооборот, | | | | |
|тыс.руб.: | | | | |
| в действующих ценах |2620,7 |3105,2 |+484,5|118,5 |
| в сопоставимых ценах |2620,7 |2681,5 |+60,8 |102,3 |
|Среднесписочная численность | | | | |
|торговых работников - всего |27 |28 |+1 |103,7 |
|,чел. | | | | |
|в т.ч. продавцов |20 |21 |+1 |105,0 |
|Удельный вес продавцов в | | | | |
|общей численности работников,|73,2 |75,0 |+1,8 |-------|
|% | | | | |
|Среднегодовая выработка | | | | |
|на одного торгового работни | | | | |
|ка, тыс.руб.: | | | | |
|в действующих ценах |97,06 |110,90 |+13,84|114,2 |
|в сопоставимых ценах |97,06 |95,77 |-1,29 |98,7 |
|Среднегодовая выработка на | | | | |
|одного продавца, тыс. руб. | | | | |
| в действующих ценах |131,04 |147,87 |+16,83|112,9 |
| в сопоставимых ценах |131,04 |127,69 |-3,35 |97,5 |
|Прирост товарооборота в | | | | |
|действующих ценах за счет | | | | |
|роста производительности |71,8 |73,3 |+1,5 |------|
| | | | |- |
|труда, % | | | | |

Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с
1998 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере
354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 1999 год это составило 73,3%.
На изменение суммы розничного товарооборота в 1999 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1998 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 8

Таблица 8.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать