Анализ себестоимости продукции предприятия
p>Приведенные в таблице показатели характеризуют в целом рост затрат на производство товарной продукции по сравнению с прошлым годом как в действующих(+0,72%),так и в сопоставимых ценах (+0,78%). Несмотря на различие денежных оценок, в каждом из вариантов темпы роста затрат на производство превышали темпы роста стоимости товарной продукции в сопоставимых ценах - 106,1% (100267:94491х100) и 105% (114774%109011х100), а в действующих ценах- соответственно 107,0 и 106,2%.
Это указывает на то, что рост затрат на производство происходил на фоне повышения удельных расходов ресурсов производства и интенсивных сдвигов в составе товарного выпуска продукции в сторону изделий с ентабельностью ниже среднего уровня, сложившейся в предыдущем году1.

7. Накладные расходы.

Накладные-затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса
(общепроизводственные общехозяйственные расходы). Эта классификация имеет важное значение в производстве, которое осуществляется по индивидуальным проектам и при осуществлении которого большое количество разных видов затрат относится на накладные расходы, что существенно затрудняет определение эффективности и рациональности произведенных расходов, и в этом случае применяются нормы накладных расходов. Нормирование этого вида затрат делает простым процесс определения эффективности производственной деятельности-затраты сверх норм составляют перерасход, а положительная разница между нормативной величиной и фактическими расходами составляет экономию1.

8.Система показателей по себестоимости: методика их расчета и анализа

На предприятии планируются и учитываются следующие основные показатели издержек производства: затраты на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на один рубль товарной и реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость отдельных важнейших изделий.
При анализе издержек производства используются также показатели: затраты предметов труда на один рубль товарной продукции, затраты трудовые
(заработная плата и расходы на социальное страхование) на один рубль товарной продукции, производство на рубль затрат (полной себестоимости) и др.
Себестоимость продукции может исчисляться двумя способами:

. по экономически однородным элементам затрат;

. по статьям калькуляции.
При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:

. материальные затраты;

. затраты на оплату труда;

. отчисления на социальные нужды;

. амортизация основных средств;

. прочие затраты.

Расчет по элементам затрат (млн. руб.)
|Показатели |Услов. |1-й год |2-ой год |
| |обозначения |(базисный) |отчетный |
|1. |Продукция |N |79700 |83610 |
|2. |Трудовые ресурсы | | | |
|а) |Произв.персонал |Т |381 |382 |
| |(чел.) | | | |
|б) |Оплата труда с |U |9628 |9894 |
| |начисл. | | | |
|3. |Материальные |М |52228 |54434 |
| |затраты | | | |
|4. |Фонды | | | |
|а) |Основные |F |74350 |78581 |
| |производственные | | | |
|б) |Амортизация |A |8311 |8463 |
|5. |Оборотные средства|Е |16007 |16241 |
|Расчетные показатели | | | |
|1. |Себестоимость |С=U+M+A |70167 |72791 |
| |продукции | | | |
|2. |Прибыль |Р=N-C |9533 |10819 |

В нашем примере1 по данным таблицы имеем:

себестоимость продукции за 1-й год-70167 млн.руб. себестоимость продукции за 2-й год-72791 млн.руб. Повышение себестоимости произошло, в основном, за счет роста материальных затрат.
Соответственно затраты на 1 рубль продукции составили: за 1-й год-0,88 руб.(70167:79700); за 2-й год-0,87 руб.(72791:83610).
Снижение затрат на 1 рубль продукции обусловлено опережающим ростом выручки от реализации продукции над ростом затрат. Реализация продукции выросла на
104,9% (83610:79700), а затраты по стоимости -на 103,7(72791:70167).
Опережение темпа роста реализации над темпом роста затрат составило 1,01.
При расчете стоимости по статьям калькуляции в ее состав включают расходы, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу стоимости.
Пример расчета и оценки стоимости продукции по статьям калькуляции для машиностроительного предприятия приведен в приложении 4.
Анализ себестоимости товарной продукции в разрезе калькуляционных статей затрат позволяет дать оценку размера экономии (-) или перерасхода (+) в связи с отклонением фактической себестоимости от плановой.
По представленным данным можно установить ,что по предприятию достигнуто сверхплановое снижение себестоимости на сумму-68 тыс. руб., что составляет
-0,1% плановых затрат на производство всей фактической товарной продукции.
Экономия затрат обеспечена главным образом по таким статьям, как "Сырье и материалы"(-105 тыс.руб.); "Заработная плата основная производственных рабочих"(-71 тыс.руб.); "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования"(-43 тыс.руб.);
"Общепроизводственные расходы"(-22 тыс. руб).По ряду калькуляционных статей имеются случаи превышения плановых затрат на фактический выпуск продукции.
Перерасход получен по 7 из 15 позиций калькуляционных статей: "Топливо и энергия на технологические цели" (+7 тыс.руб.);" Покупные изделия и полуфабрикаты"(+129 тыс.руб.);
"Заработная плата дополнительная производственных рабочих" (+3 тыс.руб.);
"Потери от брака"(+10 тыс.руб.); "Расходы на подготовку и освоение производства" (+13 тыс.руб); всего на сумму +166 тыс.руб.
(129+7+3+13+3+10+1). В целом сверхплановый рост затрат на производство товарной продукции вследствие увеличения физического объема продукции составил 101,9%. Наиболее неравномерно происходил рост затрат на производство по таким статьям, как "Возвратные отходы"
(115,9%), "Потери от брака" (109,8%), "Покупные изделия и полуфабрикаты"
(108,80%).
Только по одной позиции-расходы на освоение и подготовку производства
-произошло снижение затрат на производство (96,6%). Следует отметить ускоренный рост прямых затрат на производство(103,4%),а в их составе
-прямых материальных затрат (104,1%) по сравнению с общими затратами на товарный выпуск. Это указывает на увеличение доли в выпуске продукции материалоемких изделий и сравнительно замедленный рост (в связи с расширением товарного выпуска) издержек на оплату труда и амортизацию.
Наибольший" вклад "в общее снижение себестоимости товарной продукции (-0,1%
) приходится на "Сырье и материалы"(-0,1%)и "Заработная плата основная". По статье "Покупные изделия и полуфабрикаты" процент увеличения себестоимости составил +0,1.

9. Содержание управленческого и финансового анализа.

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет.
Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия.
Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации.
Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики,анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии, поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового -внешнего. В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику.
Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена в приложении 5.
Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредственно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций ,исходя из своих интересов.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, ассоциации, профсоюзы и др.
Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в то числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д.
Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа1.

10. Взаимосвязанное изучение переменных и постоянных затрат и их влияние на финансовые результаты предприятия

Важными разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ с одной стороны должен ответить на вопрос, продавать ли небольшое количество изделий ,но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя, по относительно низкой цене.
Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов. По этому признаку все расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с объемом продукции), и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода).
Переменные и постоянные расходы классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация)оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (реклама, научные разработки и проч.) При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют точку преломления убытков и прибыли, или порог рентабельности. Эта точка характеризует продажную выручку, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли. Метод прямого вычисления себестоимости (директ-костинг) основан на вычитании из продажной выручки прямых расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ-костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельной прибыли (маржинальной прибыли), которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности.
Взаимосвязь всех этих понятий метода директ-костинга при калькулировании неполной, а только переменной части себестоимости продукции показана на графиках:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать