Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам
анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или
менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра.
Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его
территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр
составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших
субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного
законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными
производителями в России отдельных видов продукции. В него включены,
например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические),
"Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский
металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь),
Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные),
"Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити
полиуретановые текстильные) и др.
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного
рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается
номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в
реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную
долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей
и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является
монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по
ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они
злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их
монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен
платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное
поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим
положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции",
причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна,
растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и
машиностроительного комплексов;
олигополистические с небольшим числом производителей - рынки отдельных
товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника).
Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном
отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются
благоприятные возможности для монополистического сговора, который
юридически доказать довольно сложно;
монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО «ЕЭС
России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает
острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ «Об основных
положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28
апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.
Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение
экономической эффективности естественных монополий, рациональное
использование их производственного потенциала, формирование конкурентных
(рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что реализация
намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не
менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач
реструктуризации российской экономики.
Применение методов антимонопольного регулирования не может осуществляться без соответствующей законодательной базы. В настоящее время антимонопольное законодательство включает в себя следующие нормативно-правовые акты:
- закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.,
- закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.,
- закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от
13 декабря 1994 г.,
- закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.,
- закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.,
- закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.,
- закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.,
- закон «О рекламе» от 18 июля 1996 г.,
- закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г.
- нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
Основным нормативным актом, регулирующим антимонопольную деятельность в России является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.
Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку .
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.
В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по
обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка.
Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране
набора методов борьбы с монополизмом.
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России
придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей
страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических
проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий,
предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли.
Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы
говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в
странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую
модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе
демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской
Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены
к одной из трех категорий:
1) естественные монополии;
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из- за рубежа или привести из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм- производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.