Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке
Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент"
имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты
сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление
отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в
таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких
известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П.
Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.[4]
В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент,
отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и
коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка
как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым
присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы,
как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов
государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской
системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с
позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких
авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель,
Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев1.
В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из
микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее
актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической
цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных
ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики
первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди
исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом
банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р.
Тагирбекова, В.Е. Черкасова.
В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко,
В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и
опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные
финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы
России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США
на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как
отечественная банковская система в отличие от системы США построена по
территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка
России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и
экономики[5].
Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового
менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это
отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в
кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.
Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в
нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это
единственный экономический субъект, который системно управляет всеми
функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и
в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда
финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых
отношений.
2.1. Цели и задачи финансового менеджмента
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 3.
Таблица 3
| Заданные параметры |Режим деятельности |
|Максимизация прибыли |Минимально допустимая нормативная |
|банка |ликвидность |
|Максимизация |Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость|
|ликвидности банка |финансовых операций банка |
|Сбалансированность |Норма прибыли, обеспечивающая рыночный |
|прибыльности и |доход. Управление ресурсной базой банка |
|ликвидности банка |на основе ее дифференциации по срокам, |
| |объемам и стоимости соответственно |
| |возможностям активных операций банка |
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система
управления, состоит из двух подсистем:
. управляемой, или объекта управления;
. управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.
Процесс трансформации денежных средств в системе финансового
менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми
операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице
4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями
по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки
устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.
Таблица 4
|Финансовая устойчивость |Программирование банка на основе |
|банка |финансово-экономических нормативов |
| |деятельности банка (внешних и |
| |внутренних), программирование и |
| |стратегия деятельности банка |
| |Мониторинг и анализ деятельности |
| |банка, идентификация традиционных |
| |банковских рисков на основе |
| |балансовых обобщений |
| |Текущая оценка экономических выгод,|
| |операционно-стоимостный анализ |
| |банка и трансфертное |
| |ценообразование |
|Организационная устойчивость|Планирование деятельности банка: |
|банка |маркетинговая стратегия и |
| |бизнес-планирование подразделений |
| |банка |
| |Организационное построение банка |
| |(линейная, дивизионная, матричная |
| |структура; ориентация на услугу или|
| |клиента) |
| |Управление человеческим капиталом: |
| |мотивация, материальное |
| |стимулирование, раскрытие |
| |инновационного потенциала |
|Функциональная устойчивость |Специализация банка |
|банка | |
| |Универсализация банка |
|Коммерческая устойчивость |Продуктовая политика банка и |
|банка |функционально-технологическая |
| |поддержка продуктового ряда банка |
| |Финансовый менеджмент клиентуры |
| |банка и его развитие в |
| |инновационное направление |
| |деятельности банка на основе |
| |потребностей клиентов (рынка) или |
| |управление изменениями |
| |(реинжиниринг процессов |
| |обслуживания клиентов) |
|Капитальная устойчивость |Кредитно-инвестиционная политика |
|банка |банка |
| |Эмиссионно-учредительская и |
| |фондовая политика банка |
Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).
2.2. Процессы формирования и использования ресурсов
Трехмерный классификатор финансового менеджмента в коммерческом банке
можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления
процессами формирования и использования денежных ресурсов.
1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
2. Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого
(фронтального) блока.
3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга[6] бизнес- процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.