Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем раньше должник обратится в суд (результатов логичнее ждать в период, когда экономическое состояние еще может быть стабилизировано).
Однако предприятие-должник, чье экономическое положение достаточно стабильно (а значит, финансовые сложности являются временными) имеет возможность избежать судебного разбирательства путем осуществления мер по предупреждению банкротства организаций, предусмотренных гл. II Закона.
Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно
которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий
полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не
уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока
(более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед
кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои
обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности
требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных
органов.
Арбитражный суд, при наличии достаточных оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.
Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:
. досудебную санацию (ст.27 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;
. мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.70 Закона);
. возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса
(ст.120 Закона);
. иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей
(ст.26 Закона).
Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: o наблюдения (ст.56 Закона) - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния должника); o внешнего управления (ст.68 Закона) - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; o конкурсного производства (ст.97 Закона) - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.112 Закона) имущества должника.
Рассмотрим основные процедуры более подробно.
Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи в
размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных
платежей и восстановления платежеспособности (п.1 ст.27 Закона).
Участвовать в досудебной санации могут учредители (участники) должника,
собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы, иные
лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).
Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санации может сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств в пользу субъектов, осуществивших санацию.
Возможно осуществление досудебной санации и за счет средств бюджета
(как федерального, так и субъектов Российской Федерации) либо внебюджетных
фондов, но это должно быть предусмотрено соответствующими законами.
Логично предположение о том, что экономически сильный должник найдет возможность убедить кредиторов либо заинтересованных третьих лиц в его потенциальных возможностях.
o Наблюдение
Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по
делу о банкротстве; с данного момента начинается период наблюдения. В
течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные в том числе
на выявление экономического состояния должника и способные определить его
дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника
(которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует
временный управляющий. Рассмотрим его функции.
1. В обязанности временного управляющего входит обеспечение сохранности имущества должника (поскольку на практике нередки ситуации, когда руководитель должника до первого заседания арбитражного суда скрывает активы вверенного ему предприятия). С этой целью Закон указал, что некоторые сделки руководство должника может совершать исключительно с согласия временного управляющего (в соответствии с п.2 ст.58 Закона). Это сделки, связанные: а) с распоряжением недвижимым имуществом должника (в том числе с передачей его в аренду или залог, с внесением его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ); б) с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника; в) с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме этого, в силу п. 3 ст. 58 Закона только с согласия временного
управляющего органами управления должника может быть принято решение об
участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях
(союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).
Помимо выражения (либо невыражения) согласия с указанными сделками и
решениями должника временный управляющий должен следить за тем, чтобы
органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Закона
решения: а) о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния,
присоединения, выделения, разделения, преобразования); б) о ликвидации должника; в) о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах
(за исключением ассоциаций (союзов)); г) о создании филиалов и представительств; д) о выплате дивидендов; е) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; ж) о выходе из состава участников должника - юридического лица,
приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самым направлены на стабилизацию его экономического положения.
2. Вторая основная обязанность временного управляющего - осуществление анализа финансового состояния должника.
Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.
В результате изучения финансового состояния должника управляющий может сделать следующие выводы: а) о достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов. б) о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.
На практике часто временный управляющий, составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффективные для данного должника.
Следует отметить, что указанное заключение носит не обязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.
Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое
представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства.
На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными
перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и
экономический потенциал предприятия.
Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.
С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
o Внешнее управление
Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного срока.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.