Безработица как неравновесие на рынке труда
p> Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям: а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных.
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный. б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения; в) обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. г) поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы. д) регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов. е) регулирование демографических процессов.

Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию.
Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе.
Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения...

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.
Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

Заключение

В результате проведенного анализа, автор сделал выводы:

1) На рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

2) Кроме того, имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы.

3) При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

4) В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.

5) Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Список использованных источников


1. Трудовой кодекс РФ. М.: издательско-книготорговый центр «Юринформ»,
2002.
2. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В. Экономика труда. - Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2002.
3. Бузгалин А. В. Переходная экономика. М.: Таурус, 2001.
4. Завельский М. Г. Экономика и социология труда. Курс лекций. Москва:
Палиолит: Логос, 2001.
5. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда:
Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2000.
6. Руденко Г. Г. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 1999.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Дело, 1999.
8. Экономика/ Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1999.
9. Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд. ИМПЭ, 1999.
10. Экономика труда/ Под ред. Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова. М.: Экономика,
2001.
11. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.
12. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?//
Вопросы экономики. 2001. №9.
13. Костин Л. Занятость, зарплата и инфляция.// Человек и труд. 1999. №2.
14. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике.// Человек и труд. 1999. № 2,3.
15. Заславский И. О пользе рынка труда.// Вопросы экономики. 1999. № 9.
16. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России.//
Вопросы экономики. 1999. № 5.
17. Миляева Л. Экономические стороны «скрытой» безработицы.// Экономист.
2001. №5.
18. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения.// Экономист. 2000. №4.
19. Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы.// Вопросы экономики. 2000. № 12.
20. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития.// Экономист. 2000. №12.
21. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2002 г. III.
Москва, 2002.
22. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики. // Вопросы экономики. 2000. №4.
23. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике.// Вопросы экономики. 1999. № 5.
24. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. №2.
25. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда.// ЭКО. 1999. №2.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диаграмма 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. график 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблица 1

Динамика численности безработных на конец месяца
| |Общая численность |Численность официально |
| |безработных |зарегистрированных |
| | |безработных |
| |тыс. |в % к |тыс.|в % к |
| |чел. | | | |
| | | |чел.| |
| | |соответст-в|преды- | |соответст-ву|Преды- |
| | |ующему |дущему | |ющему |дущему |
| | |периоду | | |пе-риоду |периоду |
| | |предыдущ-ег|периоду| |предыдущего | |
| | |о года | | |года | |
|2001г. |
|Январь |7079 |81,0 |100,6 |1053|85,3 |101,5 |
|Февраль |7119 |83,0 |100,6 |1094|88,9 |103,9 |
|Март |6769 |82,9 |95,1 |1104|91,8 |101,0 |
|I квартал (в |6989 |82,3 |99,5 |1083|88,6 |108,1 |
|среднем за месяц)| | | | | | |
|Апрель |6419 |82,6 |94,8 |1092|94,8 |98,9 |
|Май |6068 |82,1 |94,5 |1044|97,6 |95,6 |
|Июнь |6095 |83,5 |100,4 |1002|99,3 |96,0 |
|II квартал (в |6194 |82,7 |88,6 |1046|97,2 |96,6 |
|среднем за месяц)| | | | | | |
|Июль |6122 |85,1 |100,4 |1005|101,6 |100,3 |
|Август |6149 |86,7 |100,4 |1014|102,9 |100,9 |
|Сентябрь |6200 |87,8 |100,8 |997 |103,0 |98,3 |
|III квартал (в |6157 |86,5 |99,4 |1006|102,5 |96,1 |
|среднем за месяц)| | | | | | |
|Октябрь |6252 |88,9 |100,8 |1011|104,4 |101,4 |
|Ноябрь |6303 |90,1 |100,8 |1065|106,5 |105,4 |
|Декабрь |6354 |90,3 |100,8 |123 |108,3 |105,4 |
|IV квартал (в |6303 |89,7 |102,4 |1066|106,4 |106,1 |
|среднем за месяц)| | | | | | |
|Год (в среднем за|6411 |85,1 | |1050|98,1 | |
|месяц) | | | | | | |
|2002г. |
|Январь |6354 |89,8 |100,0 |177 |111,8 |104,8 |
|Февраль |6390 |89,8 |100,6 |1249|114,2 |106,1 |

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Таблица 2

Состав безработных по образованию.

-----------------------

[1] Эренберг Р, Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
2 Экономика и жизнь, 2002.- №38.- С. 30.
3 Миляева Л. Экономические стороны «Скрытой» безработицы // Экономист,
2001.- №5.-С. 51-58.


-----------------------
[pic]

[pic]



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать