Бюджет: сущность, взаимосвязь бюджетов различных уровней

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|К ведению федеральных  органов  государственной  власти,  в  частности,|

|относятся:                                                             |

|                                                                       |

|- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной|

|  системы РФ                                                           |

|- разграничение доходов между уровнями бюджетной системы               |

|- определение основ составления и рассмотрения проектов  бюджетов  всех|

|  уровней                                                              |

|- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета              |

|- осуществление государственных заимствований и предоставление кредитов|

|  иностранным государствам                                             |

|- предоставление финансовой помощи из федерального бюджета             |

|- установление единых форм бюджетной документации                      |

|                                                                       |

|К ведению субъектов РФ, в частности, относятся:                        |

|                                                                       |

|- составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ            |

|- распределение   доходов  между  бюджетами  субъектов  РФ  и  местными|

|  бюджетами                                                            |

|- предоставление финансовой  помощи  из  бюджета  субъекта  РФ  местным|

|  бюджетам                                                             |

|                                                                       |

|К ведению органов местного самоуправления, в частности, относятся:     |

|                                                                       |

|- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов                 |

|- предоставление финансовой помощи из местных бюджетов                 |

_________________________________________________________________________

рис 2. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления

 Но стратегически механизм государственного регулирования определяется, в частности, установлением параметров баланса финансовых ресурсов (БФР) на очередной год и перспективу, в состав которого включаются доходы и расходы внебюджетных фондов.

Как свидетельствует практика, для широкого круга специалистов, занятых экономической работой в различных отраслях хозяйства, но напрямую не связанных с бюджетом, представляет определенную трудность использование терминов "бюджет субъекта РФ" и "консолидированный бюджет субъекта РФ" (ст.15 БК). Нередко первый термин применяется в значении второго. Очень часто эта ошибка встречается в публикациях.

Новым в структуре бюджетного законодательства является отражение в ст.17 БК понятия "целевого бюджетного фонда" как фонда денежных средств, образуемого в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемого по отдельной системе. Выделение понятия в отдельную статью усиливает значимость этого финансового института.

Бюджетная классификация РФ утверждается федеральным законом. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации" вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Следует обратить внимание на ст.27 БК, регламентирующую права законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области детализации объектов бюджетной классификации РФ. При принятии решений и детализации объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов не должны нарушаться общие принципы построения и единство бюджетной классификации РФ.

В плане совершенствования структуры гл.4 БК можно предложить дополнить ее статьей, рассматривающей более широкий перечень принципов построения бюджетной классификации.

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование принципов построения и функционирования бюджетной системы.

2.    ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В  БК регламентируются следующие принципы:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджетов;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

_________________________________________________________________________

|* Принцип единства бюджетной системы РФ.                               |

|  В бюджетной системе соблюдается единство:                            |

|                                                                       |

|  - правовой базы                    - принципов бюджетного процесса   |

|  - денежной системы                 - порядка финансирования расходов |

|  - форм документации                - ведения бухгалтерского учета    |

|                                                                       |

|* Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями - закрепления|

|  отдельных видов доходов и расходов  (полностью  или  частично)  между|

|  федеральными  государственными  органами,  органами  субъектов  РФ  и|

|  местного самоуправления                                              |

|* Принцип самостоятельности бюджетов:                                  |

|  - право самостоятельного ведения бюджетного процесса на каждом уровне|

|  - наличие собственных источников доходов на каждом уровне            |

|  - недопустимость изъятия  дополнительных  доходов или компенсации  за|

|    счет других уровней                                                |

|* Принцип   полноты  отражения  доходов  и  расходов  -  обязательность|

|  отражения всех доходов и расходов в полном объеме                    |

|* Принцип сбалансированности бюджета - объем доходов и расходов  должен|

|  быть сбалансирован при минимальном дефиците                          |

|* Принцип эффективности и экономности использования средств            |

|* Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - все  расходы  должны|

|  покрываться общей суммой доходов                                     |

|* Принцип гласности:                                                   |

|  - обязательная публикация бюджета и отчета о его исполнении          |

|  - обязательная открытость для  общества и СМИ  рассмотрения  проектов|

|    бюджетов                                                           |

|* Принцип достоверности бюджетов:                                      |

|  - надежность прогнозных показателей                                  |

|  - реалистичность доходов и расходов                                  |

|* Принцип адресности и целевого характера - определение целей  расходов|

|  и получателей бюджетных средств                                      |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

рис. 3  Принципы бюджетной системы РФ

3.    ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА БЮДЖЕТ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Влияние инфляции на бюджетную систему в России многофакторное, поэтому и программа по борьбе с инфляцией должна включать комплекс действий, направленных на оздоровление финансовой ситуации в стране. Эти действия должны быть направлены против тех инфляционных факторов, которые имели место на протяжении последних лет. К их числу относятся:

  в отрасли денежных факторов инфляции

  а) увеличение существующей денежной массы за счет автоматического увеличения заработной платы независимо от реальных результатов труда, то есть производства продукции;

  б) увеличение безналичного расчета за счет кредитования низко рентабельных предприятий;

 в) увеличение дефицитного финансирования бюджетных затрат за счет автоматического кредитования центральным банком, что, в свою очередь, ведет к контролированному регулированию наличной массы (заработная плата, пенсии, стипендии) и безналичного оборота (финансирование капитальных вложений с долгосрочной окупаемостью, покрытие расходов предприятий);

 в отрасли структурных факторов инфляции

  а) сильное увеличение цен на энергоносители, основные виды сырья и материалов;

 б) замораживание больших средств в капитальном строительстве, что ведет, с одной стороны, к перенесению затрат на себестоимость продукции (финансирование за счет предприятий), с другой стороны – к увеличению бюджета (государственное финансирование);

 в) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства видов промышленного производства, что ведет к диктатному увеличению цен производителями, поскольку потребители лишены выбора;

 г) затраты материальных и финансовых ресурсов в отрасли военной промышленности плюс военные затраты в бюджете, а также затраты на конверсию предприятий.

Если способы влияния денежных факторов на инфляционный процесс нужно применять немедленно, то для структурных факторов имеет долгосрочный характер, однако и здесь необходима четко разработанная поэтапная анти – инфляционная программа.

 Без понижения уровня инфляции не могут быть успешно использованы затраты бюджета, направленные на социальные потребности (составляют 2/3 бюджета). Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не может превышать 3% валового национального продукта, иначе не может нормально функционировать финансово – кредитная система, а, следовательно, не может проходить переход к рыночным отношениям.[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать