Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального
(федерального)правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней
государственных и административно- территориальных властей(штатов,
губерний, субъектов федерации, земель и др.)
К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета .Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти , концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные фонды и другие, которые создаются за счет специальных налогов , займов и субсидий из бюджета. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: аэропортов, гидроэлектростанций, водоохраны, лесовосстановительных посадок и др. крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения , пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.
Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования
и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом
государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по
доходам и расходам.
|Доходы( |удельный |Расходы* |удельный |
| |вес , % | |вес , % |
|налоги, акцизные |85 |на здравоохранение, образование,|50 |
|сборы, таможенные | |пособия , субсидии региональным | |
|пошлины, гербовый | |властям на эти цели | |
|сбор и др. | | | |
|доходы от |7 |на поддержание конъюнктуры |15 |
|государственной | |экономический рост: инвестиции в| |
|собственности, | |инфраструктуру, дотации фирмам, | |
|государственных | |расходы на развитие аграрного | |
|предприятий, | |сектора экономики, осуществление| |
|торговли и др. | |целевых программ и планов | |
|поступления фондров |7 |на оборону |12 |
|социального | | | |
|страхования, | | | |
|пенсионного и | | | |
|страхового фондов | | | |
|прочие доходы |1 |на материальное обеспечение |3 |
| | |внешней политики | |
| | |содержание аппаратов государства|10 |
| | |платежи по государственному |8 |
| | |долгу | |
| | |прочие расходы |2 |
Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены
не только национальными традициями, организацией образования и
здравоохранения, но главным образом характером административной системы,
структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей ,
численностью армии и др.
Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных
ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они
всегда носят целевой и , как правило , безвозвратный характер.
Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое
развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования
финансовых ресурсов отличается от банковского кредита , которое, как
правило, предполагает возвратный характер кредита. Значительное место в
бюджетных расходах приходится на так называемые бюджетные статьи. Они
призваны смягчить социальную дифференциацию и обеспечить доступ к получению
квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное
пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого
капитала, классификации работника, укреплению его здоровья.
Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов развития отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей содержание аппарата управления.
Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, оборону, закупку вооружений, военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу , оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.
Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д.
Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре , образуя бюджетный дефицит.
Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на непредусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего года.
Рассмотрим бюджетное устройство на примере российской Федерации.
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и
принципы ее построения.[1]
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным
устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня -
государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в
федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих
государственных и административно-территориальных единиц) не входят в
бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК
РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы
(общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
4. единства бюджетной системы Российской Федерации;
5. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
6. самостоятельности бюджетов;
7. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
8. сбалансированности бюджета;
9. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
10. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
11. гласности;
12. достоверности бюджета;
13. адресности и целевого характера бюджетных средств.[2]
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий
по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления
расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении
законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов
и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в
доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14