По выбору и использованию постулатов и их соотношений все мировое сообщество со зрелой рыночной экономикой можно практически разделить в развитии на два стратегических направления: а) неоклассическое, либеральное - основанное на полном отрицании государственной собственности и абсолютизации частной, при незначительной социальной функции государства; б) социально ориентированное - базирующееся на свободном сосуществовании разных форм собственности, индикативном планировании и прогнозировании, эффективной социальной функции государства.
Наиболее ярким примером первого направления могут служить США после
рузвельтовского периода, а также Англия, особенно с приходом к власти
М.Тэтчер.
Второе направление развития экономики характерно для Скандинавских стран, Израиля, Канады, Турции, Египта, Индии, Южной Кореи. По этому пути идут реформы в Китае.
Тенденция к формированию многоукладной экономики практически стала общемировой, не считаться с таким положением - значит допускать крупнейшую экономическую ошибку.
Государства со смешанной экономикой и эффективной социальной политикой не несут внутри себя, по нашему мнению, каких-либо принципиальных неразрешимых противоречий типа противоречия между общественным характером производства и частным присвоением результатов труда, фатально обрекающих их на социальные перевороты и революции.
Каждая форма собственности в многоукладной экономике имеет свою нишу и удовлетворяет соответствующие потребности общества.
Экономическая теория оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий в целом. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в переходный период в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы не сложился комплекс теоретических положений, которые могли бы послужить прочной основой для осуществления деликатного процесса превращения плановой экономики в рыночную. Отсюда большой разброс в общей стратегии, сроках, последовательности и очередности осуществляемых преобразований, а также их эффективности среди стран, осуществляемых переход к рыночной экономике.
Необходимо подчеркнуть отличительную особенность переходного периода: переход от одной системы хозяйствования к другой - это процесс, требующий достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти формирование смешанной экономики, основанной на разных формах собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые ценности. Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы развития и роста. Следовательно, по нашим расчетам, на протяжении пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее объяснению и описанию.
Программа экономической реформы в России как целостный документ не
разрабатывалась. Из принятых в конце 1991 г. указов и постановлений
Правительства по радикальному реформированию народного хозяйства можно
сделать вывод, что теоретической основой принятых в них подходов явилась
либеральная, монетаристская концепция макроэкономического регулирования
экономики, наиболее подробно изложенная на 1200 страницах в так называемом
"Хьюстоновском докладе", подготовленном в 1990 г. четырьмя ведущими
международными финансово-экономическими организациями Запада для
руководителей стран "семерки".
Монетаристская теория разрабатывалась для лечения "больных" рыночных экономик, основанных на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемых "невидимой рукой рынка".
Использование этой теории при поспешном осуществлении реформирования плановой, монопольной, дефицитной государственной экономики РФ не позволило сделать, по нашему мнению, ни одного крупного реального шага на пути создания эффективного рыночного механизма производства и реализации продукции, тогда как прежний хозяйственный механизм был полностью разрушен.
Во все времена в периоды фундаментальных общественных сдвигов исключительно важной становилась роль государства. И это вполне объяснимо: когда старые структуры и институты уже должным образом не функционируют, а новые только еще формируются и создаются, лишь институты государства как система власти могут обеспечить социальный порядок, предотвратить дезинтеграцию общества, ввести в нормальное русло и осуществить в желаемом направлении социальные, экономические и политические реформы.
В переходный период только институт государства в состоянии достаточно
жестко, на основе соответствующей законодательной базы осуществлять
регулирование, обеспечивающее поэтапное формирование рыночного хозяйства
путем концентрации усилий на первом этапе одновременно на важнейших
стратегических направлениях: институциональных реформах, стабилизации
экономики, структурной перестройке хозяйства, социальной защите населения.
Только при согласованном продвижении по этим направлениям можно
рассчитывать на успех и поддержку обществом осуществляемых преобразований.
Анализ показывает, однако, что проводимые реформы не относились на деле к
числу основных приоритетов экономической политики. До недавнего времени
институциональные реформы только декларировались, но осуществлялись крайне
вяло и противоречиво, к структурной перестройке хозяйства практически не
приступали, социальная защита населения совершенно недостаточна,
стабилизация экономики декларативно ограничена сферой финансов и денежного
обращения. Сложилось впечатление, что государство не стремится к активному
регулированию социально-экономической сферы, полагаясь на механизм ее
рыночной самоорганизации.
Осуществляемая экономическая реформа в нынешней ситуации усугубляющегося день ото дня кризиса обречена на неудачу. Стремительно сокращается производство, неумолимо приближаясь к роковой черте, за которой может последовать экономический коллапс с последующей длительной стагнацией.
Первоочередной задачей настоящего периода является стабилизация производства, решение которой в огромной степени зависит от способности государства осуществлять контроль за ходом экономических процессов, обеспечить управляемость экономической системы. При этом речь не идет о возврате к прежним методам управления на основе всеохватывающего директивного планирования. Следует создать адекватную новым условиям систему государственного регулирования производства и практически овладеть его тонким и сложным искусством с помощью действенных инструментов государственной экономической политики.
Отбросив использовавшиеся в стране командно-административные рычаги управления, государство в новых условиях может и должно, тем не менее, располагать другими достаточно мощными средствами воздействия на хозяйственные и производственные процессы. Это: во-первых, авторитетные и эффективные институты законодательной, исполнительной и судебной власти; во-вторых, аккумулируемые через государственный бюджет финансовые ресурсы, достигающие в странах с развитой рыночной экономикой 30-60% валового национального продукта и используемые на реализацию государственных программ; в-третьих, крупномасштабная государственная собственность, представляемая имуществом, активами, предприятиями государственного и смешанного секторов экономики.
Мы исходим из того, что на протяжении всего переходного периода интенсивность государственного регулирования должна быть значительно выше, нежели в странах со зрелой рыночной экономикой. Особенно высокой интенсивность регулирования должна быть на нынешнем, начальном этапе перехода, тогда как в дальнейшем номере созревания механизмов саморегулирования она может уменьшаться. Для обеспечения системы государственного управления всеми секторами экономики целесообразно энергично овладеть новыми эффективными методами. Институциональным структурам предстоит научиться не повелевать и командовать, а разумно управлять и координировать. Необходим принципиально новый стиль государственного управления, основанный на учете интересов объектов управления, отказе от методов силового давления, необходимости достижения согласия и компромиссов, ведении с партнерами переговоров, заключении с ними договоров и соглашений.
Целесообразно вновь вернуться к планированию, но уже на качественно другой основе, чем это было прежде. Должна быть принята распространенная в мире система индикативного планирования и разработка целевых эффективных программ с поправками на российские традиции и специфику переходного периода.
В условиях перехода к рынку нельзя обойтись без хорошо продуманных и организованных государственных регулирующих механизмов. Необходимо постоянно заботиться о создании благоприятных условий для нормального функционирования рынка, самым непосредственным образом влиять на его конъюнктуру, становление. В противном случае экономика становится вялой, неуправляемой, что мы и наблюдали в 1992 и 1993 гг.
В кризисных условиях проводится налоговая политика, которая фактически
не стимулирует стабилизацию экономики, а тем более ее развитие. Действующий
с начала 1992 г. налог на добавленную стоимость по сути дела сдерживает
производство. В Германии, например, в течение нескольких месяцев Парламент
активно обсуждал вопрос о повышении налога на добавленную стоимость с 14 до
15 %, так как возможен рост инфляции. В России - 28 % при катастрофическом
падении производства и гиперинфляции.
Государственные структуры многих западных стран с давно
сформировавшейся рыночной экономикой стремятся так отрегулировать рыночные
отношения, чтобы они стимулировали рост производства нужных товаров.
Мониторинг рынка, отслеживание, поддерживание экономического равновесия,
научное прогнозирование развития отраслей, экономики в целом - важнейшие
функции их деятельности. Российские государственные структуры в
ответственный период перехода к рынку, по нашему мнению, недостаточно
занимаются этими функциями, что постоянно приводит к непредсказуемым
негативным последствиям. В сложившихся условиях остро назрела разработка
концепции создания системы государственного управления и регулирования
экономикой применительно к решению задач перехода от плановой экономики к
социально ориентированному рыночному хозяйству.