Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.
Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.
В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в определенной мере – линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека.
В российской системе налогов наряду с прямыми используются и
косвенные, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость.
Он веден с 1 января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами)
ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота,
основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях
их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить
налогом на добавленную стоимость (НДС). Однако взимание НДС в 1992 г.
отразило существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой
системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающую
возможность многократного обложения одних и тех же объектов. Вероятно, в
будущем, совершенствуя систему налогообложения, следует осторожнее
обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может
привести к резкому ухудшению материального положения значительной части
граждан.
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 года обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины, ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.
В бюджет страны поступают также и другие налоговые платежи. К ним относятся с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку – и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой – поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в ближайшие годы важное место в общей сумме бюджетных поступлений. В частности, в Российском бюджете на 1997 г. предусмотрен такой специфический вид поступлений, как доход от продажи объектов незавершенного строительства на конкурсной основе. В дальнейшем, по мере завершения программы приватизации, доходы от продажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг (государственных займов).[7]
1.3. Различия формирования налогами доходной части бюджета России и капиталистических стран
После нескольких лет рыночных преобразований в России так и не снят
основной вопрос: какую модель развития выберет для себя одна из
потенциально богатейших стран мира? В рамках курса на рыночные отношения
возможны различные варианты построения национальной экономики. От сочетания
основных законов рынка с жестким и обширным государственным регулированием
до максимально свободных от правительственного вмешательства
взаимоотношений участников экономических отношений. В зависимости от
выбранной модели государство должно строить свои взаимоотношения, как
известно, с гражданами и предпринимателями в одной из ключевых сфер –
финансовой. Регулируются эти взаимоотношения, как известно, в том числе и
налоговым законодательством. Таким образом, налоги и налогообложение
приобретают первостепенное значение как инструмент воздействия государства
на экономическое поведение участников рыночных отношений и как орудие
формирования соответствующей экономической системы.
К сожалению, налоговая система России за семь лет существования приобрела
однозначно фискальный характер. В своем нынешнем виде она служит текущим
интересам, а именно решению сегодняшних бюджетных проблем за счет
налогоплательщика без учета даже среднесрочных последствий такого подхода.
Перейдем к проблемам сегодняшнего дня. Налоговую политику на 1999 г. во
многом будет определять блок федеральных законов, принятых в конце 1998 г.
и самом начале 1999 г. В соответствии с этими законами налоговый пресс в
текущем году только усилится по сравнению с годом предыдущим. Остановимся
более подробно на существующей модели налогообложения доходов компаний и
частных лиц и попробуем сравнить ее с действующими правилами взимания
аналогичных налогов на Западе.
Налог на прибыль предприятий в его нынешнем виде можно назвать налогом
на прибыль (т.е. нетто-доход) от бизнеса лишь с большой натяжкой. При
относительно скромной для мировой практики номинальной ставке 35% (13% в
федеральную казну и до 22% в региональный бюджет) этот налог выкачивает из
предприятий куда больше денег, чем аналогичные налоги на доходы корпораций
в ведущих странах Запада. Налогооблагаемую базу в России можно считать
прибылью лишь условно, т.к. предприятия не могут вывести из-под обложения
все затраты, связанные с извлечением ими дохода. Вот лишь некоторые данные,
полученные путем сравнения базы для взимания корпоративного налога в
Германии и России.
В Германии номинальная ставка налога на доходы корпораций (его еще
называют корпоративным налогом) существенно выше ставки аналогичного ему
налога на прибыль предприятий в России. В настоящий момент она составляет
45% на нераспределенную прибыль. Однако в Германии сумма процентных
платежей, уплачиваемых по кредиту, полностью исключается из
налогооблагаемой базы. При этом не играет никакой роли, для чего
привлекаются заемные средства, пока речь не идет о приобретении участий в
иностранных корпорациях или выплате процентов по займу, полученному от
иностранного участника компании.. Только в этих случаях вычет процентов из
налоговой базы немецкой компании будет лимитироваться, что четко
установлено законом о корпоративном налоге. В России величина расходов по
обслуживанию кредитов и займов, уменьшаемых налогооблагаемую прибыль,
жестко лимитирована величиной, привязанной к ставке рефинансирования
Центрального банка.
Интересным представляется и сравнение подоходного налога (налога на
доходы физических лиц) в России и в таких странах, как Германия и США. В
США в полном соответствии с принципами рыночной экономики с ограниченным
госрегулированием через госбюджет перераспределяется не более четверти
всего ВВП страны. Соответственно невелика доля налоговых изъятий в доходах
индивидуального подоходного налога: 15% и 28%.
В Германии ситуация иная. Согласно концепции "социальной рыночной экономики" государство берет на себя значительные обязательства по социальному обеспечению граждан. Для их финансирования необходимы относительно высокие налоговые отчисления работающих граждан. Подоходный налог в ФРГ взимается по ставкам от 22% до 59% в зависимости от величины годового дохода.
В России также применяется метод прогрессивного налогообложения
доходов граждан. Установлены ставки от 12% до 35%. на этом сходство
кончается. Сравним на конкретном примере. В начале 90-х годов
среднестатистическая зарплата в германии составляла около 4 тыс. марок в
месяц. При таком уровне дохода применялась ставка налога в 26%. В США лицо
с доходами порядка 2500 долларов в месяц заплатит в виде налога 15% от
облагаемого дохода плюс налог штата (в среднем около 7% при таком уровне
доходов). Россиянин с доходами, сравнимыми с вышеуказанными величинами в
долларах и марках, облагается по высшей ставке 35%.
Вывод прост: российский подоходный налог наносит удар по тем людям, кто мог
и хотел бы быть примерным налогоплательщиком. Это именно тот средний класс,
о формировании которого столько шума в различных экономических программах.
Это высокооплачиваемые профессионалы, которые зарабатывают от 1 до 2,5 тыс.
долларов в месяц. Как показывает мировой опыт, именно из них рекрутируется
впоследствии большинство управленцев высокого класса в крупных компаниях.
Эта же социальная группа людей стабильно поставляет мелких и средних
предпринимателей, открывающих собственное дело на базе накопленных знаний и
опыта.
В Германии и США четко проведена граница в целях налогообложения между
доходами среднего уровня и доходами, обеспечивающими богатство. Помимо
этого, для индивидуального налогоплательщика предусмотрено большое
количество налоговых скидок и кредитов. Так, в США личный доход плательщика
разрешено уменьшать на сумму так называемых "деловых издержек", а также на
сумму расходов на содержание ребенка или иждивенца в виде выплат лицу,
осуществляющему уход за ребенком или иждивенцем. Из налоговой базы
вычитаются и некоторые другие расходы, например процентные платежи по
ипотечному кредиту.
В ФРГ из текущих доходов до налогообложения вычитаются средства на
поддержание семейного бюджета одиноких с детьми (порядка 4800 марок в год),
дополнительные суммы по обеспечению старости (около 3500 марок в год),
суммы скидок, предоставляемых в связи с наличием детей (приблизительно 1300
марок на одного ребенка). Через подоходный налог льготируется до 40%
расходов, связанных с постройкой собственного дома (если стоимость этого
долга не превышает 300 тыс. марок, т.е. он не относится к разряду вилл).
Таким образом, вышеуказанное является иллюстрацией к основному противоречию существующей налоговой системы России. Это противоречие заключается в несовершенстве провозглашенных экономических деклараций и фактической структуры налоговых стимулов.[8]