2.1. Сравнение ресурсной (затратной) и экономически эффективной экономик
Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним
общим коренным свойством: они редки или ограниченны в количестве. Наш
«КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ЗЕМЛЯ» содержит ограниченное количество ресурсов,
которые могут использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли,
полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее
время) – их наличие ограниченно приделом. Вследствие редкости
производственных ресурсов и предела, который их ставит перед
производственной деятельностью, сам объём производства по необходимости
ограничен. Общество не способно произвести и потребить весь объём товаров и
услуг, который оно хотело бы получить. Например, в Соединённых Штатах –
одной из самых богатых стран – объём производства на душу населения в 1988
году ограничивался суммой 19 755 долларов. Годовой объём производства на
душу населения в беднейших странах может даже оказаться на таком низком
уровне, как 200 или 300 долларов.
2.2. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике
Мировой опыт показывает, что рыночная хозяйство противоречиво и способно привести не только к прогрессу, но и к анархии, тяжёлым кризисом всей экономической системы воспроизводства. Об этом свидетельствуют исследования исторических особенностей хозяйственного развития западноевропейских государств, а также тяжёлый кризис, охвативший нашу страну при переходе к рыночной экономике. Поэтому необходимо предусматривать своевременные меры по предотвращению разрушительных тенденций, связанных со стихийным стремлением каждого из взаимодействующих рыночных субъектов только к личной выгоде.
Общеизвестно также: рынок не имеет стимулов для создания и содержания объектов коллективного пользования – национальной обороны, энергетики, дорожных и общественно – транспортных коммуникаций, системы коммунального хозяйства, здравоохранения и тд. Эта особенность вызвана тем обстоятельством, что « капитал предпринимает только выгодные – с его точки зрения - операции », а невыгодные, связанные как правило созданием всеобщих условий производства, частный капитал « в качестве национальных потребностей взваливает на всю страну », т.е. перекладывает на плечи государства.
Как представляется, в принципе достижение экономической
сбалансированности, заключающейся в удовлетворении растущих потребностей
общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции
при минимальных затратах живого и овеществлённого труда и оптимальных
размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас.
Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт,
капитал и современная инфраструктура, необходима жёсткая
государственно–принудительная настройка предприятий на достижение этой
цели.
Разумная стратегия реформирования предполагает строго обозначенную этапность и последовательность проведения соответствующих каждому из этапов мероприятий, разработку и реализацию которых диктует сама сложившаяся в стране в данный период экономическая и политическая ситуация. Пока хозяйство ещё не готово к полной рыночной саморегуляции, необходим период функционирования экономики в условиях смешанных моделей.
Целенаправленные воздействия на производственно – экономических интересов потребителей и государства в целом как на внешнем, так и на внутреннем рынках, которая осуществляется путём законодательно установленных регламентирующих актов (налогообложение, кредитование, финансовые санкции, распределение государственных инвестиций, выдача специальных лицензий на производство или реализацию товаров и другие особые режимы функционирования ).
Надо иметь в виду, что при любой системе экономических отношений в области некоторых видов деятельности всегда сохранится государственная собственность( оборонная промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов – здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.
С другой стороны, известен и другой немаловажный факт, что нынешней развитой западной экономике, в отличие от прежних лет, стали присущи коллективные и смешанные формы собственности. Раньше считалось, что в рыночной среде доминирует частная собственность, видимо поэтому проводимая в стране либерализация экономики, связывается, прежде всего, с ликвидацией монопольного положения государства в управлении предприятиями и посредническими организациями. Такая политика в определённой мере соответствует объективной необходимости создания в России эффективного механизма регулирования промышленным производством и вывода экономики из кризисного состояния. В тоже время нельзя не отметить, что 10-15% средств производства на Западе находятся в частной собственности, 60-70 – в коллективно- корпоративной и акционерной и 15-25% - в государственной. При этом государственный сектор (его ведущая роль определена именно в отраслях производственной инфраструктуры, области долгосрочных кредитов и финансов) обеспечивает в странах западноевропейского региона от 1/3 до 1/2 валовых капитальных вложений, потребляет около 1/4 конечного общественного продукта, финансирует более 1/2 общенациональных расходов на НИОКР.
В этих условиях прибыльность и повышение эффективности во всех цивилизованных странах объявлены главными целями деятельности государственного предпринимательства. По этому многие государства превратились в непосредственных организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.
В современных условиях в большинстве промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства (имеются в виду правительственные учреждения, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – местном, региональном, национальном для достижения общественных целей и согласия ), которое регулирует цены, устанавливает налоги, предоставляет субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования со стороны государства определяется широким разветвлением хозяйственных связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности стран от использования всей совокупной массы имеющихся в мире частных достижений.
Вообще, «чистого» рынка как такового давно уже нет ни в одном
государстве. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся в развитых странах
современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как
правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем
(разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма),
тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие
государственные институты, социальные, правовые и культурные
модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.
В основу концепций выхода из нынешнего кризиса должен быть заложен динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей промышленности, согласованный с поэтапным процессом создания условий для развития благоприятной среды в повышении эффективности отечественного производства. Только таким путём можно создать экономическую систему, в который централизованное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночным механизмом границ государственного вмешательства в экономические процесс и сочеталось с инициативой и ответственностью хозяйствующих субъектов за конечные результаты своего труда.
При этом на всех указанных стадиях следует целенаправленно проводить последовательную гармонизацию отечественных и международных нормативных документов с учётом реальных возможностей предприятий и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей. А основными регуляторами общего процесса согласования интересов между хозяйствующими субъектами должны стать известные формы цивилизованного общения через маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов выпускаемой предприятиями продукции.
Особое значение имеет государственная политика стимулирования
конкуренции товаропроизводителей. Опыт таких стран, как Великобритания,
Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность гораздо в
большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности.
Да и наш собственный опыт подтверждает этот вывод, так как главный результат от проводимой сейчас в России политики приватизации государственной собственности состоит лишь в создании множества распылённых частных монополий взамен существовавшей ранее монополии государства, ещё более усиливших неопределённость и хаотичность экономики страны из-за того, что предприятия монополисты имеют возможность сохранять дефицит выпускаемой ими продукции и игнорировать все ограничения.
В этой связи можно констатировать факт, что либерализация
(разгосударствление) экономики России привела к частной собственности
(связанной с общественно значимой капитализацией), как предполагалось, а
гипертрофированной личной собственности (сейчас капитализируется лишь та
часть, которая вывозится на Запад и работает на чужую экономику). А личные
богатства, как известно, не становятся капиталом; капитал или
инвестиционные ресурсы – это вещественные факторы производства: машины,
оборудование, инструмент, фабрично-заводские здания, сооружения,
транспортные средства и коммуникации, складские помещения, сбытовая сеть и
т.д.), которые используются в производстве и доставке товаров потребителям,
при оказании им различных услуг. По этому каких-либо ожидаемых
принципиальных изменений в лучшую сторону, связанных с повышением
эффективности производства, не произошло. Наоборот, под воздействием
дезорганизованной внешней по отношению к предприятиям среды идёт развал
промышленности.
На нынешнем этапе развития мирового сообщества общепризнанной целью трансформации социально-экономических систем считается достижение приемлемого компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В условиях переходного периода попасть в означенную зону достаточно сложно. Главная причина здесь в структурной неравномерности существования самого мирового сообщества, систем пространственного, ресурсно-технологического, социально политического и природно- биологического состояния. Поэтому на Западе уже давно весьма осторожно относятся ко всяким целенаправленным, резким трансформациям экономики и общества, так как в этом случае ход дальнейшего движения страны по пути интеграции в международное экономическое пространство, как правило, имеет ограниченную предсказуемость.