Прогрессирующая экономика как правило должна быть созидающей, производящей, а не распределяющей. Причём с обязательным приоритетом отечественных предприятий и их продукции во всех сферах деятельности. Кроме того, она предполагает, прежде всего, увеличение, а не снижение производства, умножение покупательной способности национальной валюты, сбалансированность спроса и предложения, материально-сырьевых и финансовых ресурсов, соответствие структуры производства платёжеспособному спросу потребителей.
Решение проблемы выхода из нынешнего кризиса и последующего развития
экономики страны невозможно без решения сопряжённых с остальными, но всё же
особого класса задач, которые в первооснове являются социально
экономическими. Они охватывают все компоненты научно-технического прогресса
– развитие информационных структур (наука, образование, культура);
обеспечение полного, рационального использования всех видов ресурсов;
сохранение окружающей среды обитания; программ роста уровня и качества
жизни населения. Не случайно в настоящее время в сферах бизнеса и политики
Запада всё чаще звучит относительно новое для нас понятие: «социально
ответственный капитал».
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА КАК ГАРАНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ
3.1. Функции государства в рыночной экономике
Функции государства. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:
1. создание, сохранение и совершенствование системы социально- экономических отношений;
2. составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;
3. регулирование процессов использования производительных сил природы и охрана окружающей человека среды;
4. управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;
5. ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
6. разработка целевых комплексных программ экономического развития;
7. повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;
8. согласование экономических интересов субъектов производственно- экономических отношений, преодоление между ними противоречий;
9. формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;
10. регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
11. регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.
3.2. Направления и методы государственного вмешательства в экономику.
Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.
Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение,
ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.
Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются
монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений,
уголовно-правовые санкции против виновных лиц.
В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты.
В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и
поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех
соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже
используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий.
Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких
рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот:
необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от
уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.
Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям: стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены некоторых специфических товаров; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.
Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
3.3. Обеспечение социальной справедливости
Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов.
1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью.
2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.
3. Обеспечение стабильности национальной валюты.
4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.
5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.
6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.
7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно -хозяйственных стимулов для охраны среды.
8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.
9. Макроэкономическое управление социально- экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.
Думается, на государственном уровне можно найти тот путь, который позволит квалифицированно координировать работу всего промышленно- производственного и социального комплекса страны по наращиванию мощи и развитию экономического потенциала России, причём за счёт качественного индустриального роста, а не путём резкого снижения жизненного уровня массы населения и непомерной нагрузки на состояние природных систем.
Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики.
1. Повышение жизненного уровня населения.
2. Стабильный уровень цен.
3. Социальное обеспечение и справедливость.
Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:
а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы. б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Мы выяснили, что рыночные механизмы не обеспечивают нормального сбалансированного развития всех отраслей экономики, поэтому необходимо вмешательство государства. Вмешательство государства помогает сгладить циклические колебания в экономике. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.
Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Таким образом, государство способствует более рациональному распределению ресурсов и, тем самым, достигается паретто эффективность в экономике.
Следует отметить, что государство должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство действительно является необходимым.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает
условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы
со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,
решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное
вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм
и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце
70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного
вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста
заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование,
что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Блауг М. экономическая мысль в ретроспективе м. ДЕЛО ЛТД.
1994. С 544 555 558 – 561.
2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 —
277.
3. В. Папава "Роль государства в современной экономической системе",
Вопросы экономики, N 11, 1993.
4. Зубкова, Яковлев К сбалансированию политики доходов населения //
Российский экономический журнал. – 1996. - №11-12. – с.45-53.
5. И. П. Мерзляков, "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,
1994.
6. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика. - 1993 г. - с.236.
7. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л.И., М.:
Финстатинформ. – 1997. – с.640.
8. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.
9. РОБЕРТ ПИНДАЙК, ДАНИЕЛЬ РУБИНФЕЛЬД. МИКРОЭКОНОМИКА. / НАУЧН. РЕД. В.
Т. БОРИСОВИЧ, В. М. ПОЛТЕРОВИЧ, В.И. ДАНИЛОВ И ДРУГИЕ М. : «
ЭКОНОМИКА», « ДЕЛО», 1992. Гл. 15 с. 256-288.
10. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям вопр.
Экономики. 1997. № 10. с. 142-150.
11. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19.
12. Сидорова Изменение структуры доходов населения и её оптимизация //
Экономист. – 1996. - №9. – с.65-76.
13. Таран В. сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике экономист. 1996. № 4. с. 11-19.
14. Учебник по основам экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. - М.:
Владос. – 1994. – с.374.
15. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. –
1998г. - №8. – с.54-56.
16. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла
Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 1995. – с.400.