Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь.
Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно.
Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.
Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.
Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.
Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России:
структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;
закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;
высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;
внедрение в производство новой техники и технологии;
структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;
ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.
Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты.
Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:
1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);
3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
63.Государственная политика по социальной защите безработных.
В Законе РФ “О занятости населения в РФ” определена политика госуд-ва в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения.
Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса.
Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости. Государственные республиканская и региональная программы занятости предусматривают:
1.Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;
2. Меры содействия занятости населения в сельской местности;
3.Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;
4. Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
5. Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
6. Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы;
7. Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т д.
64.Сущность и основные черты всемирного хозяйства.
Единого понимания среди исследователей нет. Существует 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.
1)Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
2)Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.
3)Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.
Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость. Только так возможна циркуляция продуктов в планетарном масштабе.
Сложность и иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3 покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения. Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.
Мировое хозяйство - историческая и политико-экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к н. 20 в. Мировой рынок образовался с периода Великих Географических Открытий. Начало мировому хозяйству положило мировое производство. Что повлекло переплетение мирового предпринимательского и ссудного капитала. Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования международных монополий. В н. 20 в. мировое хозяйство состояло из: колоний и метрополий.
Концепции глобальной экономической системы:
Империализма и неоимпериализма. Объясняет мировое хозяйство как борьбу между ведущими странами за рынки. Империализм - стадия в развитии при господстве финансового капитала и монополий, большое значение приобретает вывоз капитала, процесс раздела мира трестами и монополиями в экономическом плане и территориально между государствами.
Ленин, Бухарин, Люксембург. Социально-либеральное направление Гоббса.
Модернизации и неоэволюции.
1) Переход к современному экономическому обществу, в котором господствуют духовные ценности. Традиционные общества управляются по-старому, не принимая нововведений. Вебер видел в основе связанно-развивающиеся рыночные хозяйства, протекционизм. Теория получила небольшое распространение.
2) Преобразование из традиционных обществ через процесс социальной дифференциации. Доминировала в первой половине 20 в.
Зависимости.
Основал аргентинский экономист Фрейшнер. Существует 3 направления: концепция зависимости и неразвитости, зависимого развития, воспроизводства зависимости. Капиталистический рынок хозяйств одновременно порождает экономическое развитие и неразвитость.
Мировой системы.
Основал Валерштейн. Делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра.
В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям. Взаимоотношения не от в зависимости, а от взаимозависимости и партнерства.
65. Формы и тенденции международных экономических отношений.
Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие МРТ, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21