Экономическая теория в современном мире
p> Типы и модели экономических систем

Основными элементами экономической системы являются социально- экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине прошлого столетия государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма
|Основные черты |Капитализм XVIII—XIX вв. |Капитализм второй половины XX |
| | |в. |
|Масштабы |Обобществление производства в |Обобществление и |
|обобществления |рамках предприятия |огосударствление части |
|производства | |хозяйства в национальном и |
| | |интернациональном масштабах |
|Преобладающая |Экономическая деятельность |Экономическая деятельность на |
|форма |единоличных |базе коллективной частной и |
|собственности |предпринимателей-капиталистов |государственной собственности |
|Регулирование |Саморегулирование |Активное государственное |
|экономики |индивидуальных капиталов на |регулирование национальной |
| |основе свободного рынка при |экономики для стимулирования |
| |слабом вмешательстве |потребительского спроса и |
| |государства |предложения, предотвращения |
| | |кризисов и безработицы и т.д. |
|Социальные |Социальная незащищенность |Создание государственных и |
|гарантии |граждан в случаях безработицы,|частных фондов социального |
| |болезни и старости |страхования и социального |
| | |обеспечения |

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта.
Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая).

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику .

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно- командной системе являлось привилегированное положение партийно- государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Список использованной литературы

1. Е. Строев - О новых ориентирах экономической политики "Вопросы экономики", # 5 / 1998
2. Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев - Проблема синтеза общеэкономической и институционально-эволюционной теорий "Вопросы экономики", # 8/ 1998
3. Бартенев С.А. "Экономические теории и школы (история и современность):

Курс лекций".-М.: Издательство Бек, 1996.-352с.
4. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие для вузов/

Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т; Под ред. А.Н. Марковой.-2-е изд.- М.: АО

"Финстатинформ", 1996.-93 с.
5. Глобальные проблемы современности: региональные аспекты. М.: ВНИИСИ,

1998.
6. Борисов Е.Ф. "Экономическая теория", Москва, 1996
7. Райзберг Б.А. "Курс экономики". М: Инфра-М, 1999
8. Л. Гребнев - О чем знают не только экономисты "Вопросы экономики", # 9 /

2001
9. А. Городецкий - Об основах институциональной трансформации

(теоретический аспект) "Вопросы экономики", # 10 / 2000

Азимов Камил Азимович 4 ФМ
Саратовский филлиал РГТЭУ



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать