Закон возрастающих потребностей.
Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.
Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.
Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.
Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно- экономической формации.
Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.
Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.
Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных
товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии.
Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном
у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.
Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.
Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.
Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.
В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.
Виды личных потребностей и их классификация
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и интеллектуальные.
Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д.
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.
Например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности – возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом,
развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального
уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности.
Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и
воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой
обществом индивидуальности.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
Материальные потребности отличаются от физических. Первые – часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т. п.). Помимо них физические включают в себя и чисто физиологические, например потребность в двигательной активности, сне и т. п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.
Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т. п.), и потребности в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все противоречия.
В зависимости от степени конкретизации все потребность подразделяются на общие и конкретные.
Общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворятся различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретные потребности – потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.
Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер не связаны с конкретными предметами потребления.
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.
Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром.
Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса.
Удовлетворенные потребности – потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке есть достаточно количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.
Между абсолютными, действительными, платежеспособными и
удовлетворенными потребностями существует определенная взаимосвязь.
Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства
превращается в действительную. Последняя в результате распределения
общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем
выносится на рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению
товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается
неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает недостаточный уровень
развития производительных сил, нехватка отдельных товаров или услуг,
недостаточный уровень доходов потребителей и т. д.
По мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие научным представлении о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в питании складываются еще и на основе знаний и достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины – и формируются наукой о питании.