5 Berglof E., Bolton P. The Great Divide and Beyond: Financial Architecture in Transition. Oct. 2002.
6 См.: Szapary G. Banking Sector Reform in Hungary: Lessor Learned, Current
Trents and Prospects. № 5/2001. December 2002. P. 14. валютные сбережения. В рамках бывшей СФРЮ в 1991 г. депозиты населения и предприятий в банках были переведены в Национальный банк Югославии, чтобы использовать их для финансирования бюджета. С распадом СФРЮ в конце 1991 г. хорватские банки имели в составе своих обязательств валютные депозиты, но не обладали активами для их покрытия. Тогда было решено блокировать счета населения в иностранной валюте, выпустив против них облигации. В июне 1992 г. эти облигации составляли 44.7% активов банков, а блокированные валютные депозиты - 41.5% пассивов. Таким образом, сбережения в иностранной валюте были отнесены к государственному долгу. В то же время значительная часть денежной массы автоматически стала неработающей.
Оздоровление банковской системы в конце 1991 г. потребовало значительных издержек (по оценкам, 22.6% ВВП). Государственный долг, возникший в результате оздоровления банков, составлял 96.5% всего госдолга. Тем не менее, окончательно решить проблемы банковской системы не удалось, поскольку продолжалось падение производства; распад СФРЮ уменьшил рынки сбыта для хорватских предприятий; кроме того, на территории страны начались военные действия.
Эти проблемы проявились снова в 1994-1995 гг. после финансовой
стабилизации, когда проводилась крайне жесткая денежно-кредитная политика.
В конце 1994 г. по сравнению с концом 1993 г. доля квазиденег (они включают
в себя срочные и сберегательные депозиты в национальной валюте и депозиты в
иностранной валюте в отечественной банковской системе) в составе денежной
массы в широком смысле (сюда помимо квазиденег входят наличные деньги и
депозиты до востребования) снизилась в Хорватии с 68.7 до 61.6 % 7.
Тем не менее, правительство долго не вмешивалось в функционирование
банковского сектора, и лишь в 1996 г. начался процесс оздоровления трех из
четырех крупнейших банков страны. В них "плохие кредиты" превышали размер
собственного капитала. Наибольшие проблемы для системы в целом представлял
Privredna Banka, поскольку на его долю приходилось свыше 25% всех "плохих
7Рассчитано по: International Financial Statistics. December 1997. IMF.
Wash., 1997. P. 226-227.
кредитов" в банковской системе страны. Во всех трех банках в процессе
оздоровления одна часть таких кредитов была передана специальному агентству
(55%
совокупных "плохих кредитов" трех банков), а остальное было списано путем
дебетования банковского капитала и резервов (45%).7 После этого
правительство провело рекапитализацию каждого банка, доведя уровень
капитала до минимально достаточного.
В результате проведенной рекапитализации процентные ставки по депозитам в
национальной валюте (куна) начали снижаться. Если в 1995 г. реальные
процентные ставки по этим депозитам составляли 1.6%, то в 1996 г. они упали
до 1.2, в 1997 г. - до 0.2%, а в 1998 г. даже переместились в область
отрицательных значений (-1.7%).
Начальный этап реформирования банковской системы в России прошел без существенных потрясений. Этому в первую очередь способствовали высокие темпы инфляции, обесценивавшие номинальную стоимость накопленных "плохих кредитов".
В то же время в банковских балансах отражались переоцененные кредиты или
капитализация процентов, что искусственно завышало стоимость кредитов.
Дальнейшее распространение "плохих кредитов" во многом было обусловлено
структурой банковской системы - многочисленные вновь образовавшиеся
коммерческие банки создавались отдельными предприятиями или группами
предприятий для решения своих проблем, в том числе связанных с нехваткой
оборотного капитала. Тем самым получал дополнительный импульс процесс
необеспеченного эндогенного создания денег8, поскольку сами банки, выдавая
кредиты, понимали, что они могут стать невозвратными.
В депозитной базе коммерческих банков на начальном этапе переходного периода возросла роль вкладов предприятий, поскольку склонность населения к сбережению значительно уменьшилась (из-за существенного сокращения реальных доходов), и к тому же сбережения все чаще осуществлялись в
8Эндогенное создание денег происходит внутри экономической системы и
осуществляется коммерческими банками в отличие от экзогенного создания
денег центральным банком.
неорганизованных формах. Общая норма сбережения (% от доходов),
составлявшая 29.5% в 1991 г., сократилась до 14.6% в 1994 г. При этом
склонность к сбережению в рублевых вкладах сначала резко снизилась - с
19.3% в 1991 г. до 4.7% в 1992 г., а затем выросла до 6,8 % в 1994 г.9
С одной стороны, население не доверяло банковской системе после инфляционного обесценения вкладов в Сбербанке, с другой - высокая инфляция повысила долю наличных денег в структуре денежной массы. Сказывалось стремление держать запас ликвидных средств в условиях быстро меняющихся относительных цен, чтобы иметь возможность приобрести тот или иной товар, пока он сравнительно дешев.
Подрыв доверия населения к банковской системе в России был связан с крахом так называемых финансовых пирамид в середине 1994 г. Он оказал крайне негативное воздействие на дальнейшее развитие финансовой системы - население перешло к неорганизованным формам сбережений и стало отрицательно относиться к различным формам финансовых инноваций.
Еще в 1994—1996 гг. в Москве вкладчики недобросовестных финансовых организаций потеряли около 200 млн. долл.
Кризис доверия, возникший в результате краха финансовых пирамид, вызвал
изменения в структуре вкладов населения - увеличилась доля Сбербанка,
усилив монополистические тенденции. Высокий уровень монополизма на этом
сегменте рынка, особенно на начальном этапе трансформации, свойствен
практически всем странам с переходной экономикой. Так, в Венгрии индекс
Герфинделя для банковских услуг сектору домохозяйств равнялся в 1994 г. 7
тыс. (максимальное значение индекса для ситуации чистой монополии -10
тыс.), а в 2000 г. - около 2 тыс. Высокое значение для 1994 г. объяснялось
доминированием Национального сберегательного банка. В 1993 г. в Польше банк
«Польска каса ощченднощци» сосредоточивал около 85% сбережений граждан в
злотых, а в Румынии Сберегательный банк аккумулировал почти 95% депозитов
частных лиц.
9См.: Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережению: тенденции
1990-х годов // Вопросы экономики. 2002. № 10.
Монополизм на рынке вкладов, в первую очередь срочных, без должного
регулирования со стороны государства ведет к занижению процентных ставок по
депозитам и, как следствие, к возможности установления более высокой
разницы с процентными ставками по кредитам. Складывается ситуация,
сдерживающая одновременно и депозитную, и кредитную активность банков.
Возникает еще одно ограничение для нормального эндогенного создания денег
банковской системой.
К середине 1995 г. банковская система России исчерпала возможности развития в условиях высокой инфляции. Тем не менее, ей удалось пройти этот рубеж без серьезного кризиса. Кризис на межбанковском рынке в августе 1995 г. был достаточно быстро преодолен путем предоставления коммерческим банкам дополнительной ликвидности со стороны Банка России. Подобного сценария развития, отличного от свойственного странам ЦВЕ, удалось добиться благодаря сочетанию нескольких факторов. Во-первых, появился рынок государственных ценных бумаг с высокой доходностью. Во-вторых, банки относительно меньше (по сравнению со странами ЦВЕ) участвовали в финансировании убыточных предприятий, поскольку уже был запущен механизм эндогенного создания своеобразных «квазиденег» - неплатежей, минуя банковскую систему. В-третьих, увеличился приток иностранного капитала, начиная с 1995 г. и особенно в 1996 и 1997 гг.
В результате развития банковской системы в России возник высокий уровень сегментированности. Сбербанк фактически обладал монопольным положением на рынке вкладов населения. Создание предприятиями "карманных" банков сделало их в значительной степени зависимыми от финансового положения ограниченного круга клиентов. Кроме того, к ним, а также к бывшим спецбанкам, входившим в систему Промстройбанка и Агропромбанка, зачастую предъявлялись требования создавать эндогенные необеспеченные деньги путем выдачи заведомо невозвратных кредитов. В ряде регионов складывались замкнутые финансовые потоки, которые, как правило, обслуживались одним банком.
К концу 1996 г. сформировалась следующая конфигурация потоков движения средств. Сбербанк привлекал наиболее долгосрочные пассивы в форме вкладов населения и размещал средства в наиболее ликвидные активы (государственные ценные бумаги). Таким образом, он обслуживал кругооборот "сбережения населения - финансирование дефицита государственного бюджета'' Большое количество "корпоративных" банков обслуживало другой кругооборот: "средства реального сектора - его кредитование"10. Потенциально эти банки были менее устойчивы, поскольку их пассивы состояли в основном из депозитов до востребования, а активы - из низколиквидных и рискованных кредитов.
Такая система движения средств была нестабильна и приносила потери реальному сектору. Но стимулом для ее сохранения стал приток иностранного капитала, выступивший в качестве дополнительного источника финансирования предприятий и государственного бюджета.
ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и перспективы дальнейшего развития.
• Основным источником экономического оживления в странах ЦВЕ выступала промышленность, а двигателем – внешняя торговля.
• Нынешнее оживление характеризуется появлением новой структурной модели.
В результате проведения последних экономических реформ экономическая ситуация, так же как и краткосрочный прогноз практически для всех стран с переходной экономикой в настоящее время лучше, чем когда-либо на протяжении прошедшего десятилетия. Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороны Западной Европы переживают экспортный бум, который питает рост их ВВП.
Экономические реформы первой половины 2002 года внесли значительные изменения в хозяйственную систему развивающихся стран. Здесь можно
10См.: Солнцев О. Российская банковская система: модели развития //
Проблемы прогнозирования. 2001. № 2.
выделить реформирование Румынии, Болгарии, Хорватии и Украины. Определенные результаты основаны на практике предшествующих лет – тогда проявилась определенная корреляция темпов роста в большинстве стран с переходной экономикой.
Неожиданным оказался некоторый скачок, произошедший во второй половине
2002 г. в большинстве стран с переходной экономикой при отсутствии сильного
ускорения в ЕС. С этого момента рост промышленного производства и экспорта
в рассматриваемых государствах в целом усилился, хотя в некоторых из них
усиление было лишь временным.