Экономический анализ коррупции

Эти два подхода — коррупция как «масло» и как «песок» — рас­сматриваются обычно в качестве альтернатив друг другу, и, как верно отмечено в работе А. Эйдса и Р. Ди Телла, только недостаток эмпи­рических данных, обусловил отсутствие окончательной проверки или опровержения этих крайних точек зрения. Обычно исследователи воздействия коррупции на экономическое развитие с помощью эконометрических методов пытаются подтвердить или опровергнуть одну из указанных позиций, используя широкий ряд критериев (индексы коррупции, бюрократические барьеры, структура правительства, объем инвестиций, величина ВНП и т. п.) и стремясь ответить на вопрос о том, какой же все-таки эффект оказывает коррупция — позитивный или негативный. Нам представляется, что ответ на него не может быть однозначным и, оценивая воздействие коррупции на обществен­ное благосостояние, необходимо учитывать не только исторические, культурные, политические и другие факторы, но и экономическую природу коррупции. В условиях отсутствия достоверных эмпирических данных особую ценность для анализа коррупции приобретают методы экономического моделирования.

Важнейшую роль в этом плане играет проблема взаимосвязи кор­рупции и конкуренции. Однозначно данную взаимосвязь определить нельзя. С одной стороны, имеются исследования, результаты которых показывают, что в странах, где уровень конкуренции в экономике вырос, иногда происходит рост коррупции. С другой стороны, мож­но утверждать, что важным фактором распространения коррупции является отсутствие конкуренции.

Рассмотрим простейшую модель коррупции. Предположим, что правительство производит и предлагает населению только одно общественное благо (например, выдает лицензию на право ведения определенной деятельности), что это благо однородно и имеется кри­вая спроса частных агентов на него — D(р). Предположим также, что оно предлагается на рынке официальными государственными продавцами, которые имеют возможность ограничивать объем продаж данного блага (например, они могут отказать кому-либо в выдаче лицензии). На практике этот отказ может проявиться в предъявлении дополнительных ограничений на получение блага, но для простоты введем условие, согласно которому продавцы — представители прави­тельства просто отказывают в продаже данного блага определенным людям. Главная причина возникновения такой ситуации заключается в том, что продавцы, обладая возможностью ограничения количества продаж данного товара, могут собирать взятки в обмен на разрешение доступа к данному благу. Для простоты предположим также, что, ограничивая доступ к общественному благу, продавцы не рискуют быть наказанными за свои действия (что происходит, например, вследствие слабости общественной системы борьбы с коррупцией). Таким образом, будучи монополистом на рынке рассматриваемого общественного блага, продавец - представитель правительства стремится максимизировать стоимость взяток, которые оно собирает в обмен на доступ к данному благу.

Обозначим через рg размер официальной цены за единицу данного общественного блага. Предположим также, что издержки на произ­водство данного блага совершенно несущественны для продавцов, так как полностью оплачиваются правительством.

Рассмотрим две ситуации. Первая ситуация – «коррупция без кражи», или случай положительных предельных издержек: продавец взятку оставляет у себя, а сумму  рg  отдает правительству, поэтому для него предельные издержки предоставления дополнительной единицы общественного блага равны  рg  (рис. 3). Объем производства данного общественного блага, соответствующий ситуации, в которой покупа­тель дает продавцу взятку, равен qb.

D

 

p

 

взятка

 

C

 
 


0

 

Q

 

A

 

pb

 

pg

 

qg

 

qg

 
Если бы коррупции не было, данное общественное благо доставалось бы потребителям по цене  рg  и в объеме qg. Следовательно, совокупный доход продавца от получения взятки равен площади прямоугольника  рg рbСА, а «издержки мертвого груза» от недопотребления данного обществен­ного блага на величину qg-qb равны площади треугольника АСВ (см. рис. 3). Правительство, в случае ког­да бюрократ берет взятку, получает от продажи данного общественного

блага доход, равный площади прямоугольника O рg Аqb. Если бы кор­рупции не было, правительство получило бы доход, равный площади прямоугольника Oрg Вqg. То есть в результате появления коррупции государство недополучает сумму, равную площади фигуры qbАВqg.


Таким образом, по сравнению с ситуацией отсутствия коррупции предоставление потребителям доступа к общественному товару с по­мощью взятки сопровождается как выигрышами (от дополнительного вознаграждения бюрократов), так и потерями (от недопотребления данного блага и изъятия части доходов правительства). Поэтому сопос­тавление этих выгод и потерь позволяет понять, как сказывается наличие коррупции на общественном благосостоянии. Как видно из рисунка 3, в ситуации положительных предельных издержек потери превышают выигрыши, и величина чистых затрат равна площади фигуры qbСВqg. Другими словами, если продавец взятку оставляет у себя, а сумму pg отдает правительству («коррупция без кражи»), то общественное благосостояние неизбежно снижается на величину, равную площади фигуры qbqgВС.


Вторая ситуация — это «коррупция с кражей» или ситуация нулевых предель­ных издержек: продавец берет взятку и, скрывая от правительства сам факт предо­ставления общественного блага, не отдает правительству ничего, поэтому предельные издержки предоставления дополнительной единицы общественного блага равны для него нулю. В такой ситуации цена, которую платит покупатель и которая равна вели­чине взятки, может оказаться ниже, чем цена рg (рис. 4), а может оказаться и выше официальной цены (рис. 5). И в том, и в другом случае если продавец, выступая

p

 
монополистом, не может

K

 
проводить ценовую

pg

 
дискриминацию покупателей, то он будет стремиться устанавливать такой размер

M;

 

pb

 
взяток, при котором его

L

 
предельный доход равен

D

 
предельным издержкам. Следует отметить, что в коррупционной сделке, как правило, продавец не

0

 

Q

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях