2. 1991-1994 гг. Объединений предприятий в вертикально интегрированные структуры, их акционирование. Начало приватизации холдинговых нефтяных компаний. Создание инфраструктуры фондового рынка, зарождение финансово- промышленных групп и консорциумов для участия в международных проектах.
3. Начиная с 1995 г. - концентрация экономической власти внутри вертикально-интегрированных компаний. Превращение компаний из контролируемых государством в частные посредством механизма залоговых и денежных аукционов. Реорганизация капитала компаний и переход к единой акции.
На 1-ом этапе, в конце 1980-х гг. государство взяло кур на централизованную реформу плановой экономики с внедрением в нее элементов рыночной системы. Первым шагом ней должны были стать перевод предприятий на хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость. Сохранялась государственная собственность на средства производства, но в перспективе предусматривалось трансформирование ее в частную или коллективную через переходную форму - аренду. Таким образом, государственная собственность на средства производства сочеталась с правом текущего распоряжения ресурсами у непосредственных производителей последних. Первый этап структурной перестройки экономики страны не мог устранить предкризисные явления, а лишь усугубил негативные тенденции. Стратегическим просчетом первого этапа реформы стало то, что не учитывалась высокая степень естественной монополизации ТЭК. Дробление нефтяной промышленности на отдельные предприятия, фактически произошедшее после ослабления государственного регулирования, усилило в отрасли предкризисные явления.
На 2-ом этапе принятая в 1992г. российская программа приватизации
обеспечила особый режим разгосударствления нефтяной отрасли. Суть его в
том, что контрольный пакет акций предприятия оставался в собственности
государства на фиксированный срок. Акционирование отрасли шло в два этапа.
Сначала все предприятия, входившие в систему «Роснефтегаза» и
"Главнефтепродукта", преобразовывались в открытые акционерные общества.
После этого началось создание на базе акционерных обществ вертикально-
интегрированных компаний холдингового типа. Таким образом формировался
капитал компаний, который тоже подлежал акционированию с закреплением
контрольного пакета акций в собственности государства на три года. Для
коммерческого управления государственными пакетами акций предприятий, еще
не вошедших ни в одну компанию, на базе "Роснефтегаза" было создано
государственное предприятие "Роснефть". Для предприятий трубопроводного
транспорта были сформированы холдинговые компании "Транснефть" и
Транснефтепродукт". Отличительной особенностью второго этапа реформирования
нефтегазового комплекса стало то, что усугублению структурного кризиса
способствовал целый комплекс макроэкономических предпосылок. С
либерализацией цен в начале 1995г. скрытая инфляция перешла в открытую, а
темпы ее превысили 30-40% в месяц. Это повлияло на резкий рост экспорта
нефти и газа при одновременном спаде внутреннего потребления.
Для третьего этапа реформирования структуры нефтегазового комплекса
России более всего характерно перераспределение прав собственности на
активы предприятий и компаний, которое усиливалось политическими факторами.
С 1995г. начался второй этап приватизации предприятий, ключевым моментом
которого было проведение залоговых аукционов. Государство предоставляло
возможность коммерческим банкам участвовать в кредитовании федеральных
программ, предоставляя находящиеся в государственной собственности пакеты
акций в качестве залога. По своей сути залоговый аукцион представлял собой
переход контрольных пакетов акций компаний в управление банкам с
перспективой их выкупа. Уже в конце 1996 г. банки получили право выкупа
находившихся в их управлении акций. Это создало перспективу превращения
всех нефтяных компаний в частные структуры.
Интересно также отметить сегодняшнее противостояние двух различных
направлений по поводу дальнейших организационных форм развития нефтегазовой
промышленности. Представители одного из них отстаивают монополизм в
российской энергетике, обосновывая его относительно стабильным развитием
газовой промышленности даже в сегодняшних неблагоприятных условиях.
Сторонники другого направления отдают предпочтены дробности, в том числе,
Газпрома, подобно той, какая существует в нефтяной промышленности, ссыпаясь
на то, что без подобной дифференциации не сможет работать как рыночная
экономика, так и конкуренция, являющаяся ее мотором; по их мнению,
дробление газовой промышленности ослабит ее позиции на мировом рынке перед
лицом конкуренции крупнейших нефтегазовых концернов.
Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы.
Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект в мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические и политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.
До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля -
западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на
которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный
объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В
восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой
добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10%
мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные
позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили
(правда, до весеннего кризиса), что государства, входящие в эту
организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок
покинет Россия.
Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос
будет расти, согласно прогнозам, на 1,5 процента в год, а предложение
существенно не возрастет, если Ирак не получит увеличения квоты на объем
экспортируемой нефти. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет
мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из
стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны
могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт,
Нигерия, Ирак).
В последнее время на мировом рынке нефти сложилась тяжелая ситуация.
Цены на нефть впервые за долгий срок упали до менее чем 10 долл. за
баррель. ОПЕК же (т.е. входящие в него страны) хотели бы повысить ее хотя
бы до 24 долл. С этой целью необходимо уменьшить поступление нефти на
мировой рынок, но каждая отдельная страна не желает делать это за счет
своего экспорта.
Ситуация может кардинально измениться в связи с последними военными
акциями США и Великобритании 16-18 декабря 1998 года в Ираке. В результате
бомбардировок были уничтожены иракский завод по переработке нефти и порт,
откуда эта нефть экспортировалась в другие страны. Стоит отметить, что хотя
Ирак из-за режима санкций дает лишь около 3% мировой нефти, но эта нефть
существенно влияет на общемировые цены, так как иракская нефть высочайшего
качества и имеет очень низкую себестоимость. В результате на биржах Лондона
и Нью-Йорка цены поползли вверх и по прогнозам экспертов, могут достигнуть
27 долл. за баррель. Все это может положительно сказаться на доходах России
от ее реализации на мировом рынке, хотя долгосрочные прогнозы делать еще
рано.
Независимо от ситуации с энергоносителями на внешнем рынке, нефть и газ всегда будут играть большую роль на внутреннем рынке, так как они являются ценнейшим сырьем для нефтехимической промышленности, из этого сырья производится более 2000 различных видов продукции. Россия заинтересована в том, чтобы отечественный нефтехимический синтез превратился в самостоятельную и мощную отрасль промышленного производства, стал конкурентоспособен на мировом рынке и страна могла таким образом экспортировать не сырые энергоносители, а гораздо более дорогие продукты переработки нефти и газа и товары на их основе, таким образом принося ощутимые доходы в бюджет. Рассмотрим более подробно структуру нефтяной и газовой отрасли, их сегодняшнее положение и влияние на экономику.
Структура газовой отрасли России.
На сегодняшний день Россия обладает 35% от мировых запасов
природного газа, что составляет более 48 трлн.м3. Основные районы
залегания природного газа в России:
Западно-сибирская нефтегазоносная провинция;
Волго-Уральская нефтегазоносная провинция;
3.Месторождения Сахалина и Дальнего Востока.
Особенно по запасам природного газа выделяется Западная Сибирь
(Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье). Промышленные запасы
здесь достигают 14 трлн.м3. Особо важное значение сейчас приобретают
Ямальские газоконденсатные месторождения (Бованенковское, Крузенштернское,
Харасавейское и другие). На их основе идёт осуществление проекта "Ямал-
Европа".
Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и
ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации
месторождениями. Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское,
Заполярное, Медвежье и Оренбургское - содержат половину всех промышленных
запасов России.
В 1997 году в России было добыто 607.3 млрд. м3, причем 570.6 млрд. м3 (более 90 %) было добыто РАО "Газпром". РАО "Газпром" - владелец
месторождений с общими запасами около 48 трлн.м3 и является крупнейшей
компанией в мире как по запасам, так и по добыче природного газа. Для
сравнения - запасы крупнейших компаний мира по оценке на 1996г. (млрд.
м3):
| РАО "Газпром" |48000 |
| Статоил | 1656 |
| Шелл | 1450 |
| Мобил | 548 |
| Бритиш Петролеум | 307 |
| Шеврон | 267 |
По мнению российских зкономистов, РАО "Газпром" - единственная в
России транснациональная компания, имеющая стабильный выход на мировой
рынок. В России из газа Газпрома" получают 40 % электроэнергии, на
предприятиях "Газпрома" занято 320 тысяч рабочих (вместе с семьями
более 1 млн. человек ). Очевидно, что газовый гигант такого уровня
оказывает сильнейшее влияние на структуру бюджетных рублевых и валютных
доходов России и является мощным политическим аргументом во
внешнеполитических отношениях с другими странами.
Основными проблемами нефтегазовой отрасли, как и всей промышленности
России, являются проблемы финансирования и кризиса неплатежей.
Что касается перспектив развития отрасли, то здесь дела обстоят лучше. В начале мая 1995 года президент Российской Федерации подписал указ № 472 “Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”, где основной упор делается на учет интересов регионов. Хотя Россия никогда не превратится (и не должна превращаться) в Саудовскую Аравию, создавшую у себя высокий уровень жизни за счет извлечения топливно-энергетических ресурсов из недр и их экспорта, ТЭК все же способен дать инвестиционный прилив. Это пока единственный сектор, куда интенсивнее идут инвестиции из- за рубежа”. Программа “Топливо и энергия - 2” (разработана на 1996-2000 годы) должна стать главной технической задачей энергетической политики - увеличение доли природного газа в топливном балансе, повышение глубины переработки нефти и т.д.