Добыча газа в 1990-1997 гг.
Структура отрасли.
В процессе реорганизации и приватизации в России сформировались 13
крупных нефтяных компаний: Лукойл, Сургутнефтегаз, Юкос, Татнефть, Сиданко,
Тюменская нефтяная компания, Сибнефть, Роснефть, Башнефть, Славнефть,
Восточная нефтяная компания, Онако, КомиТЭК. Всего же на начало 1998 г.
добычу нефти в России осуществляли 149 предприятий (рис.5)[10].
Две трети переработки нефти приходится на компании-добытчики. Кроме
того, в отрасли есть ряд крупных компаний, осуществляющих переработку
нефти, но практически не имеющих собственной добычи: Башнефтехим, НК НОРСИ,
Центральная топливная компания.
Рис.5
Структура добычи нефти в России в 1997 г.
.
В большинстве компаний добыча и переработка нефти не сбалансированы, за исключением, может быть, “Сибнефти”. Сохраняющаяся низкая загрузка большинства нефтеперерабатывающих заводов побуждает компании, не имеющие своей добычи, к попыткам обеспечить себе сырьевую базу путем заключения соглашений с нефтяными компаниями, имеющими недостаток перерабатывающих мощностей (Татнефтью, Лукойлом, ТНК). Особенно активна ЦТК – ею заключены соглашения о продаже по 13% своих акций компаниям “Лукойл” и “Татнефть”, учреждена Удмуртская национальная нефтяная компания совместно с местным правительством, она намерена начать собственную добычу в Казахстане и на азербайджанском шельфе Каспия (рис.6)[11].
Рис.6
Структура первичной переработки нефти, 1997 г.
Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется ОАО
“Газпром”, акционерными обществами “Норильскгазпром”, “Якутгазпром” и рядом
нефтедобывающих компаний. Подавляющая часть производства и транспортировки
газа обеспечивается ОАО “Газпром”. В 1997 г. его предприятиями добыто 533,8
млрд. куб. м. газа, что составляет 93,5% от общего объема.
ОАО “Газпром” - крупнейшая интегрированная газовая компания мира. Она
контролирует 70% запасов газа России. Свыше 90% объема добычи природного
газа Общества приходится на уникальные западносибирские месторождения.
В1997 г. снижение добычи по ОАО “Газпром” составило 31 млрд. куб. м. (5,5%)
по сравнению с предыдущим годом. Основными причинами снижения добычи газа
явились сокращение платежеспособного спроса внутри страны, а также
уменьшение объемов закачки в подземные газохранилища.
Нефтегазовый комплекс характеризуется высокой капиталоемкостью. По
данным за 1997 г. в общем объеме производства его доля составляет 15%, а в
общей величине производственных фондов промышленности - 20%. Причем износ
основных фондов составил в нефтедобыче 54,1%, в нефтепереработке - 65,1% и
в газовой промышленности - 45,3% при среднем уровне 46,2%. Поэтому резкое
сокращение финансирования капитальных вложений в отрасль - еще одна причина
спада производства в нем. В большей мере это относится к нефтяной
промышленности, в которой из-за отсутствия средств резко сократился объем
бурения и ввода в эксплуатацию новых скважин. И это при том, что крупные
высокопродуктивные месторождения уже истощаются. Кроме того, технология
нефтедобычи находится на достаточно низком уровне: удельный вес нефти,
добытой с применением современных методов повышения нефтеотдачи пластов, в
1997 г. составлял лишь около 11%, в результате чего из нефтеносных пластов
извлекается, по оценке, не более 25 - 40% нефти.[12]
2.2. Особенности экспорта нефти и газа в России.
2.2.1. Роль экспорта нефти и газа на экономическом развитии России на современном этапе.
В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна
существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего
машинотехнических, в своем экспорте. Несмотря на разговоры о распродаже
невосполнимых природных ресурсов России, экспорт жидких углеводородов
останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных
поступлений, и следовательно, основным источником финансирования импорта.
Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора
экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и
сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и
эффективных инвестиционных товаров.
Вопрос заключается не в том: вывозить или не вывозить нефть и нефтепродукты, а в обеспечении максимально возможной эффективности экспорта жидких углеводородов.
После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной эффективности реализации жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной промышленности России.
Традиционно в СССР и в России проблемы торговли нефтью и газом были не только и не столько экономическими, сколько политическими. Стратегия развития отрасли и экспортной политики определяется исходя из интересов сиюминутной внешней и внутренней политики страны и правящих групп. В настоящее время в стране отсутствует долгосрочная стратегия использования нефтяных и газовых ресурсов. Правительство России не осознало необходимость проведения целенаправленной политики защиты интересов своих нефтегазовых компаний за рубежом. Руководители исполнительной власти еще не привыкли рассматривать топливно-энергетический комплекс как средоточие рабочих мест, как один из немногих конкурентоспособных сегментов отечественной экономики.
2.2.2. Государственное регулирование экспорта нефти и газа.
Государственное регулирование экспорта нефти и газа осуществляется в
соответствии с постановлением правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года №7
«О регулировании поставок нефти и продуктов ее переработки за пределы
РСФСР» (действующая редакция от 15.09.97) и указом президента Российской
Федерации «Об упорядочении экспорта природного газа» (в ред. Указа
Президента РФ от 16.05.97 N 491).
В целях усиления контроля за вывозом энергоресурсов Государственный
таможенный комитет Российской Федерации приказом от 10 ноября 1994 года
№576 утвердил «Положение об энергетической таможне». Энергетическая таможня
осуществляет контроль за таможенным оформлением товаров в соответствии с
Приказом от 30 ноября 1995 года «О таможенном оформлении товаров,
перемещаемых трубопроводным транспортом». На энергетическую таможню
возложены обязательства по декларированию товаров и валютному контролю.
Задача валютного контроля за экспорт нефти и газового конденсата является
одной из наиболее важных, т.к. 70% валютной выручки экспортеры обязаны
продать государству по курсу ЦБРФ на момент поступления средств на счет
экспортера.
Министерство экономики и финансов и Министерство топлива и
энергетики формирует и распределяет генеральные квоты на экспорт нефти
(включая квоты на доступ к основным нефтегазопроводам, по котором
осуществляется экспорт энергоресурсов за пределы РФ) и продуктов ее
переработки с выдачей их только производителям этой продукции, за
исключением поставок на экспорт для республиканских государственных нужд.
Важной формой регулирования экспорта нефти и газа за пределы
Российской Федерации является и ставка акциза. В соответствии с Федеральным
законом «Об акцизах» ставка акциза для всех предприятий была единой. Для
более эффективного регулирования экспорта Правительство РФ 15 января 1997
года приняло постановление «Об установлении дифференцированных ставок
акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации». В
соответствии с данным постановлением при экспорте по решениям Правительства
Российской Федерации нефти и газового конденсата организациями,
закупающими нефть и газовый конденсат у нефтедобывающих предприятий по
внутренним ценам российского рынка, взимание акциза таможенными органами
производится по установленной для соответствующего нефтедобывающего
предприятия ставке акциза.
27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетики Российской
Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставок нефти на
экспорт». В целях повышения эффективности экспорта российской нефти,
совершенствования организации государственного контроля при
планировании экспорта и повышения ответственности работников
центрального аппарата Министерства и нефтедобывающих организаций и
предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г. вводится
новый порядок разработки, движения и утверждения документов, касающихся
поставок нефтяногосырья за пределы таможенной территории Российской
Федерации, утвержденный Министерством топлива и энергетики
Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом
начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по
экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы
координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем
экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской
нефти.
Некоторые нефтяные компании России после введения с 1 июля новых правил по
доступу к экспортной трубе, предусмотренных Постановлением Правительства РФ
от 15 июня N599, могут прекратить свое существование, заявил вице-президент
группы РОСПРОМ-ЮКОС Александр Самусев[13]. В случае отлучения от трубы
нефтедобывающих организаций, имеющих недоимку по налоговым платежам в
федеральный бюджет, для них практически не останется возможности решать
свои проблемы, в частности выплату зарплаты, так как никаких заемных
средств им в этой ситуации никто не предоставит.
В настоящее время экспорт нефти и нефтепродуктов для российских нефтяных компаний является вынужденной мерой, но практически единственной возможностью получения реальных денег, на внутреннем рынке только 10-15 процентов платежей за поставки осуществляется «живыми» деньгами. При дальнейшем сохранении сложившейся ситуации на нефтяном рынке (падение цен на нефть в два раза, до 8-9 долларов за баррель) и без принятия правительством позитивных шагов в сторону ТЭК экспорт нефти станет убыточным для всех.
2.2.3. Основные рынки сбыта российской нефти и газа.
Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в
природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии,
Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается
поставками ОАО «Газпром». Российский газ, разведанные запасы которого
составляют 48 трлн. куб. м., имеет более низкую себестоимость, чем сырье из
Алжира и Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в
сжиженном состоянии танкерами. В целом около 40% потребностей Западной
Европы покрывается за счет импорта. Доля России (ОАО «Газпром») в
западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29 %[14]. Самый серьезный
потенциальный конкурент России в торговле газом на континенте – Норвегия.
Крупнейшим на сегодняшний момент проектом «Газпрома» по увеличению поставок
газа за рубеж является строительство трубопроводной системы «Ямал-Европа».
Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными
рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно
конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться
78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35%
экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа.[15] В наибольшей
степени от ввоза энергоносителей зависят Словакия, Болгария, Венгрия. По
объему экспорта газа в страны ЦВЕ Россия превысила максимальный уровень
докризисных лет. Более 30% общего объема газа экспортируется из России в
счет участия стран ЦВЕ в освоении и обустройстве газовых месторождений на
территории бывшего Советского Союза, а так же для оплаты транзита по их
территории в Западную Европу, Грецию, Турцию, государства бывшей Югославии.
Поставки российского газа по существу являлись безальтернативными для всех
стран ЦВЕ.