Эволюция мировой валютной системы
p> Валютный кризис, дезорганизуя экономику, затрудняя внешнюю торговлю, усиливая нестабильность валют, порождает тяжелые социально-экономические последствия. Это проявляется в увеличении безработицы, замораживании заработной платы, росте дороговизны. Ревальвация сопровождается уменьшением занятости в экспортных отраслях, а девальвация, удорожая импорт, способствует росту цен в стране. Программы валютной стабилизации сводятся в конечном счете к жесткой экономии за счет трудящихся и ориентации производства на экспорт. Центробежной тенденции, отражающей межгосударственные разногласия, противостоит тенденция к валютному сотрудничеству.
4. ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кризис Бреттон-вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Их теоретической основой служили неокейнсианские и неоклассические концепции. На рубеже 60 - 70-х годов проявился кризис кейнсианства, на котором было основано валютное регулирование в рамках
Бреттон-вудской системы. В этой связи активизировались неоклассики. Они ориентировались на повышение роли золота в международных валютных отношениях вплоть до восстановления золотого стандарт Родиной неометаллизма была Франция в 60-х годах, а основоположником - Ж. Рюэфф.

Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательства. воскрешали идеи автоматического саморегулирования платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернациональной валюты (идея которой впервые была провозглашена в плане валютной системы
Кейнса) типа “банкор” (Р. Триффин, У. Мартин. И др.). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях поддержки позиций доллара. Западная Европа, особенно
Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах.
“Комитет двадцати” МВФ подготовил в 1972- -1974 гг. проект реформы мировой валютной системы.

Соглашение (январь 1976 г.) стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) и ратифицированное требуемым большинством стран-членов в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой валютной системы.

1. Введен стандарт СДР вместо золото-девизного стандарта. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О.
Эммингера) было подписано странами-членами МВФ в 1967 г. Первое изменение
Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г.

2. Юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты. Прекращен размен долларов на золото. По Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.

3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.

4. МВФ, сохранившийся на обломках Бреттон-вудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

Как всегда сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении
Ямайской и Бреттон-вудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттон-вудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттон-вудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов.
Однако некая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения.
Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Итоги функционирования СДР с 1970 г, свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов. По решению стран-членов при наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпускает заранее установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия осуществлена в
1970-1972 гг. на сумму 9,3 млрд. СДР, вторая - в 1979- 1981 гг. на 12,1 млрд. Из общей суммы 21,4 млрд. СДР на счета стран-членов зачислено 20,6 млрд., на счет МВФ - 0,8 млрд. СДР используются в форме безналичных перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран-участников системы СДР, МВФ и некоторых международных организаций.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно развивающиеся страны, при поддержке ряда промышленно развитых стран, особенно Франции, поднимают вопрос об их дополнительном выпуске Причем возникли противоречия и дискуссии в связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ. В итоге неравноправия на долю промышленно развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе
“большой семерки” - более половины,

США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних. Развивающиеся страны и некоторые развитые страны предлагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития. По инициативе Франции этот вопрос был поднят при обсуждении проблем урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Но другие страны не поддержали это предложение. США и ФРГ выступают против дополнительной эмиссии СДР, опасаясь увеличения международной валютной ликвидности и усиления инфляции.

Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название “бумажное золото”. Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины - средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах стран-членов МВФ. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет.
МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса. Тем самым усилилось влияние рыночного регулирования курса
СДР в отличие от первоначального периода, когда он фиксировался волевым решением межгосударственной организации МВФ.

Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но определение их курса на базе валютной корзины привело к превращению СДР в международную счетную валютную единицу. Не имея собственной стоимости и реального обеспечения, СДР не могут полностью заменить золото и резервные валюты.

Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям, зарегистрированным в измененном в 1978 г. Уставе МВФ. В июле 1993 г. к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений, квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые текущие счета, облигации, синдицированные кредиты выражены в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях “своп”, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, хотя и без особого успеха, в отличие от ЭКЮ развиваются частные СДР. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.

СДР как международное средство накопления валютных резервов применяются незначительно.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель
СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса, сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в
Фонд и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использование) СДР сверх распределенных странам лимитов.
5. ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Характерная черта современности - развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленных на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕЭС. Европейское экономическое сообщество - наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной
Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией,
Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания,
Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания.
Третью и четвертую Ломейскую конвенцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с
ЕЭС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и
Тихоокеанского бассейнов (АКТ). Кроме того, группа средиземноморских стран
(Турция, Алжир. Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия), а также
Кипр и Мальта ассоциированы с ЕЭС на основе двухсторонних соглашений.
Созданию “Общего рынка” предшествовало образование странами ЕЭС интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в
1951 г.: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно с ЕЭС, Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967 г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕЭС, ЕОУС,
Евратом. Они имеют основные общие органы и проводят единую политику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать