Эволюция взглядов на семью в экономической теории

Эволюция взглядов на семью в экономической теории

смотреть на рефераты похожие на "Эволюция взглядов на семью в экономической теории"

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет институт туризма и гостеприимства

кафедра социального менеджмента

эволюция взглядов на семью в экономической теории

студентки гр.1532 ф-т менеджмента и бизнеса

Крикса Анны Викторовны

Научный рук-ль к. э. н; доцент

Черная И. П.

Владивосток

2000

Содержание

Введение

3
Глава I Эволюция взглядов в доклассический период
4
1.1 Семья в социальной философии Сократа 4
1.2«Домострой Ксенофонта 5
1.3 Истоки русской экономической мысли 8
Глава II Эволюция взглядов на семью в классический период 11
2.1 Английский экономист и священник 11
2.2 Ф.Энгельс 13
Глава III Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях 18
3.1 Теория Г.Беккера 18
3.2 Теория Дж. Колдуэлла 21
Глава IV Аспекты анализа домохозяйства 23
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение I 30

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СЕМЬЮ

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ВВЕДЕНИЕ

Древнегреческий философ Ксенофонт придумал слово -экономия

(эйкос-дом, номос-правило). Когда-то оно означало "искусство управлять домашним хозяйством".

Во многих книгах в домашнем окружении главных героев фигурирует персонаж, который на Руси назывался ключницей (она держала при себе ключи от всех помещений и шкафов).В Европе её называли экономкой. Она руководила всем хозяйством дома, распоряжалась прислугой, ведала покупками, вела учёт доходов и расходов. Экономка была мереджером, плановиком, бухгалтером домашнего хозяйства, т.е. домоправительницей.

Дом означал целое поместье со всеми, кто трудился в нём.

Аристотель, философ Древней Греции, образовал слово "политика". это наука о государственном устройстве. Антуан де Мон-тескье придумал название "политическая экономия". Страна представлялась большим общим домом, государь-хозяином, население- прислугой. Экономкой был министр финансов.

В средине 18 века великий шотландец Адам Смит размышлял о том, что никакое правительство не сможет сделать народ богатым, если смотреть на жителей страны как на служащих, действующих по указке. Он понял, что каждому человеку нужно позволить себе свободно выбирать занятие и место жительства. Чтобы всякий мог изготовлять то, что он желает и с кем хочет, сам мог договариваться о цене и товаре.

Смит говорил, что в самой природе всё устроено так , чтобы люди могли жить в материальном достатке. Если каждый будет трудиться сам для себя (только честно, без обмана и воровства, без насилия), тогда весь народ будет становиться богаче. Смит был против того, чтобы государство держало в своих руках всю хозяйственную деятельность населения. Он назвал свою книгу

" политической экономией". Учение Смит озаглавил: "Исследование о природе и причинах богатства народов."

1 Глава

Эволюция взглядов в доклассический период.

1. Семья в социальной философии Сократа.

Интерес к семье как объекту философского осмысления возник давно. Над этим вопросом размышляли в далёкой древности египтяне и китайцы, римляне и греки.

То, что мы сейчас называем античным мировоззрением, зарождалось в период господства общинно -родового строя, основанного на труде всей общины, которая в свою очередь состояла из ближайших родственников.

Распределение и потребление продуктов труда тоже было коллективным.

Соответственно и окружающий мир объяснялся исходя из семейных и родовых отношений. Главную роль как в частной, так и в личной жизни человека играли брачно-семейные отношения богов.

Небесная жизнь проецировала общинность жизни человека и одновременно была ориентиром его личной и семейной жизни.

Для гражданина Греции v. века до нашей эры основой жизни были уже не небесные идеалы, а законы своего государства. В связи с этим возрастает роль отдельного человека, деятельного, предприимчивого и образованного.

Сократ ( 469 - 399 гг. до н. э.) первым попытался выдвинуть антропологическое объяснение сложности внутренней жизни человека. Не боги, а человеческая личность становится мерой всех вещей и венцом природы. В центре сократовской философии

-проблемы добра и зла, жизни и смерти, свободы и ответственности, личности и общества. Это философия морали. Отношения между мужчиной и женщиной, разными членами семьи Сократ также рассматривает с позиций морали. Правовые отношения между супругами не являлись предметом обсуждения. Положение женщины и жены определялось законами древнегреческого полиса. С момента рождения и на протяжении всей жизни она была собственностью: сначала - отца, затем - мужа. В случае смерти мужа женщина становилась собственностью его брата. Основные занятия замужней женщины - дом и дети. С одной стороны, темой бесед Сократа были морально-этические принципы отношений супругов, а с другой - взаимоотношения личности и семьи с государством.

Основой воспитания в древней Греции был принцип калокагатии - своеобразный союз физической красоты и внутренней "хорошести". Так, личная и семейная жизнь гражданина полиса была полностью подчинёна интересам государства. В семье должно быть благо, но такое, которое являлось бы таковым не только для семьи, но и для общества. Подобное благо достигается в том случае, если каждый из супругов научится разумно управлять делами, поэтому регулятором и критерием человеческого поведения выступает знание. Ведя беседы на улицах и площадях Афин,

Сократ пытался научить людей жить добродетельно. В основе каждого такого диалога лежат доброжелательность и участие, которые также должны стать основами брака. Но в любой ситуации мудрец выступал за миролюбивое разрешение семейных конфликтов.

Взаимопонимание между супругами возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях играет любовь - чувство, которому

Сократ придавал очень большое значение. Отношения даже в самой добродетельной семье строго регламентированы: как между подчинённым и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми. Для того чтобы была благополучна социальная атмосфера, каждая семья должна подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед государством. Гражданские права афинские жители получали в восемнадцать лет.

Интересы семьи находились в зависимости от интересов полиса. Права и обязанности супругов были различны и строились на принципах любви и добродетели. Жизнь любого человека и семьи в целом - продвижение на пути постижения мудрости и знания о прекрасном.

2. "Домострой" Ксенофонта.

Воспоминания о Сократе.

Древнегреческий историк, писатель, полководец, ученик Сократа

Ксенофонт (430-354) в своих литературных трудах размышлял о воспитании, устройстве государства, давал советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Домоводство он определял, как науку, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство- есть всё без исключения имущество, что полезно ему в жизни и всё, чем человек умеет пользоваться.

В книге "Воспоминания о Сократе " есть первый опыт обработки

Ксенофонтом теории домоводства, которая называется "Домостроем". Он повторил мысль Сократа о том, что домашнее хозяйство, как и управление государством должны входить в программу философского образования.

В "Домострое" автор высказывал мысли, которые актуальны и по сей день.

Экономика. Дело хорошего хозяина состоит в хорошем управлении хозяйством. Всё, что человек имеет, составляет часть хозяйства. Хорошие хозяева на небольшие деньги строят хорошие дома, в которых есть всё, что нужно.

Если женщина хорошая участница в хозяйстве, то она имеет одинаковое значение с мужем для хорошего домоводства. Средства входят в дом благодаря деятельности мужа, а расходуется большая часть их по распоряжению жены. Если её распоряжения хороши, состояние умножается, если дурны-уменьшается.

Обустройство дома. Значение хозяйки. Нет на свете ничего столь полезного и прекрасного, как порядок. Если хочешь хозяйничать аккуратно, брать без затруднения вещи, нужные для употребления, то отыщи место, подходящее для каждого рода предметов.

Жена должна считать себя блюстительницей законов над всем находящимся в доме. Как царица хвалила бы и награждала достойных, бранила бы и наказывала, кто этого заслуживает. Так видно устроено, что заботится о детях порядочной женщине легче, чем не заботится, так и об имуществе, которое радует уже тем, что оно своё, заботится порядочной женщине приятнее, чем не заботится.

Цель брака. Пара соединяется для рождения детей, чтобы не прекратился род живых существ. С помощью этой пары люди приобретают себе кормильцев на старость. Оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны.

По этой причине они тем более нуждаются друг в друге. Эта пара бывает тем полезнее для себя, что один силен в том, в чем слаб другой. Женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах. Ценность человека для практической жизни увеличивается не от красоты, а от его внутренних достоинств.

О необходимости знаний для практической жизни. Сократ учил, в каком объёме истинно образованный человек должен знать тот или иной предмет.

Геометрию изучать лишь в том объеме, чтобы в случае надобности разделить участок земли, проделать отчёт о работе. Астрономию- чтобы уметь определять время дня и ночи, чтобы уметь пользоваться признаками времён года и т. д. Советовал заботиться о здоровье, учиться у специалистов и самому следить за собой: какая пища, какой труд полезен и как употреблять всё это, чтобы оставаться всегда возможно более здоровым.

О необходимости образования и необходимости учиться. Сократ считал признаком хороших способностей быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем знаниям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь пользоваться людьми и действиями людей. Кто получил такое образование, считал Сократ, будет не только счастлив сам, но и сделает других людей и целые государства счастливыми.

Даровитым натурам больше всего нужно образование. Могучие духом, они научатся тому, в чём заключается долг человека, становятся в высшей степени полезными деятелями. Только дурак может вообразить, что будто бы он, ничего не зная, а лишь благодаря богатству заслуживает репутацию на что-то годного человека и приобретёт славу.

Познать себя- дело первостепенной важности. Кто знает себя, тот знает, что для него полно и ясно понимает, что он может и чего не может. Занимаясь тем, что он знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо. Благодаря этому он может определить ценности других людей и, пользуясь также ими, извлекать пользу и оберегает себя от несчастий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать