В таком случае меньше всего подвергнешься упрёкам, скорее найдешь помощь в нужде и проживёшь всего легче, безопаснее, не терпя никакого недостатка в старости.
О признательности к родителям. Кто же и от кого получает большие благодеяния, как не дети от родителей ? Они дали им бытие. Мать днём и ночью несёт труды, заботясь о ребенке. Родители сообщают детям сведения, полезные в жизни. Если другой более способен научить детей, посылают к нему, не щадя расходов и всячески заботясь о том, чтобы из них вышли как можно лучшие люди. Когда мать говорит что-нибудь ребёнку, она желает ему добра. Если ребёнок не может выносить такой матери, он не может выносить счастья. Если люди сочтут ребенка неблагодарным к родителям, то никто не будет рассчитывать на благодарность от него за своё добро.
3. История русской экономической мысли.
"Домострой" (xvi век)
"Домострой" -один из древнейших литературных памятников
Древней Руси. Он включает в себя массу кропотливых, бытийных наставлений и правил, охватывающих почти все стороны русской жизни, и по нему, как по учебнику, учились выстраивать жизнь наши предки. По нему можно и теперь изучать нашу историю.
Непреходяще заложены в него нравственные ценности: твёрдая вера и чувство долга, честность и искренность, деловитость и доброделание. Многие десятилетия формировали эти ценности характер русского человека.
"Вот когда я умру, он закроет мне глаза," -говорит отец при рож- дении первого сына. Это и есть "Домострой", великая идея которого, замечательно, ни разу не пробудилась в русской литературе 19, да и 18 века, но которая была в Москве, и дал эту идею поп Селивёрст, друг
Грозного, друг и наставник. Великий, прекрасный наставник. Одна идея "Домостроя", Домо- строя, есть уже великая, священная.
"Благословляю и наставляю жить с чистой совестью и в правде, себя утверждая в праведном житии, и жену поучал и домочадцев, чтобы были успокоены, сыты и одеты, всегда в порядке. И отдаю вам это писание на память и на вразумление".
Поп Сильвестр
"Дом вести - не бородой трясти"
Кто родителей почитает, вовек не погибает. Тем, кто старше тебя, дань воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных утешь любовью, а младших как детей возлюби, никакому созданию Божью не будь лиходеем. Дети, любите отца и мать, и слушайте их и чтите их старость, и немощь их на себе понесите. Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не укоряйте их, и тогда почтут вас и дети ваши. Угождайте родителям во всяком добром замысле.
Жена мужу- пластырь, муж жене- пастырь. Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного: такая всегда устоит хорошую жизнь мужу. Как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи. Даст пищу дома, увеличит достояние намного, не угаснет светильник её всю ночь.
Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая- венец мужу. Как муку сеять, как хлебы печь, как еду всякую готовить, все бы хозяйка умела. Если будет все это знать, то всё будет споро и всего будет вволю.
У доброго батьки добры и дитятки. Заботиться о чадах своих и воспитать в добром поучении, учить вежливости и всякому порядку, а затем учить их рукоделию- мать дочерей и мастерству- отец сыновей. Любить их и беречь но и страхом спасать, наказывая и поучая. Наказывай детей в юности - успокоят тебя в старости. Если дети, лишённые поучений, в чем согрешат, то отцам и матерям грех, от людей- укоризна, дому- убыток.
Продай хоть ржи, а долга не держи. Пошлины и всякий оброк и разные государственные подати не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда ты и независим , и за просрочку денег не платишь, и взяток не носишь. А кто в срок не платит, в судах и в долгах обнищают. Кто же расплачивается и управляется в срок, тот человек свободно живет и в жизни ловко, и после смерти детям оставит двор с припасом или лавку с товаром, и никаких кабал, ни порук.
Всякому человеку всё рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу. По тому же рассчёту и есть и пить, и одежду носить, и с людьми сходиться нужными. Если же кто-то начнёт жить не по средствам, занимая или беря незаконным путём, то честь его обернётся великим бесчестьем, и в лихое время никто ему не поможет, надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить на прибыль от законных средств.
Кто непорядком живет в дому- горе тому. Везде во дворе присматривали бы, все бы было ветхое починено, а порченое поправлено, а всё было бы и крепко, и цело. А для всякого рукоделия всякое бы орудие в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены бы порядок свой был, и держалось бы всё то бережно; и что себе не сделал- в чужой двор не идёшь.
Глава 2
Эволюция взглядов на семью в классический период.
1. Английский экономист и священник
Мальтус Томас Роберт (1766-1834).
Население имеет свойство увеличиваться по закону сложных процентов (геометрическая прогрессия),но продовольствие может расти только по закону арифметической прогрессии. Если всё национальное богатство разделить равномерно, говорит Мальтус, то бедность исчезнет, но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможностей его прокормить. Возникает такой голод, какого ещё не было. Воцарится беспросветная нужда со всеми социальными бедствиями. Мальтус считал, что предотвратить массовую бедность можно только нравственным воспитанием населения. Вступать и брак следует лишь тогда, когда есть уверенность. что данная пара твёрдо стоит на ногах и можно прокормить детей. Каждому нужно понять, что рассчитывать он может только на себя. Каждый должен целиком нести ответственность за своё неблагоразумие. Всякие попытки, даже частной благотворительности, тем более государственных субсидий, только ослабляют вышеуказанные ограничения роста населения.
Памфлет Мальтуса вышел в 1798 г. В русском переводе звучит так: "Опыт о законе народонаселения, или взгляд на его действия на счастие общества в прошедшем и настоящем, а кроме того, изучение, несколько основательны наши ожидания относительно устранений или смягчений тех бедствий, которые он производит".
Мальтус первым употребил выражение " борьба за существование".
Рождение детей без заботы о том, как их прокормить, заслуживают того наказания, которое предуготовила им природа, и "было бы жалкой амбицией желать вырвать бич из её рук и ослабить действие законов природы, установленных Божественным промыслом, которые приговорили этого человека вместе с его семьёй к страданиям". Впоследствии Мальтус сильно смягчил свои суждения и вопреки своей теории высказался за предоставление государственной помощи семьям с числом детей, больше шести.
Мальтус не был рабом своей теории, но ратовал за то, чтобы в сознание народных масс постепенно внедрялась мысль о необходимости ощущать ответственность за своих детей. Теория Мальтуса успокаивает совесть богатых и сильных, перекладывая ответственность за положение бедных классов на объективные законы природы и самих бедняков: вы, мол, можете пенять только на самих себя. Он не был человеконенавистником .
Его глубоко тревожили мысли о беспросветной нужде многих людей, о высокой детской смертности в семьях бедняков. Помощь бедным он считал бесполезной, не могущей установить причины бедности, и даже вредной, так как она отучает людей от чувства ответственности.
Причины бедности видел в безумном деторождении, несо-измеряемом с материальным положении семьи. Главными его противниками были все, кто верил, что причина бедности- дурное устройство общества. Это были сторонники мирных социальных реформ и революционеры.
Впоследствии был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса в его исходных положениях. Главное значение он придавал соответственно браков и рождений, гораздо меньше принимал во внимание снижение смертности. Он недооценивал детскую смертность, как естественный ограничитель роста населения. Снижение смертности в группе старших возрастов ведёт к увеличению численности населения даже при постоянном темпе деторождения. Кроме того, с повышением уровня жизни народа в известных пределах рождаемость имеет тенденцию самопроизвольного снижения.
Но при всех его неточностях проблема, которую он выдвинул, не была мнимой. Она реальна в особенности для нынешней эпохи, а может быть, более насущной станет в третьем тысячелетии. Казалось, жизнь, опровергла теорию Мальтуса. Население Европы за истёкшее время выросло не менее, чем в пять раз, а площадь сельхозугодий практически не увеличилось. При этом средний европеец питается даже лучше, чем во времена Мальтуса. Массовая бедность в странах Европы изжита.
Но не всё так просто. Проблема, поставленная Мальтусом, встала перед некоторыми странами Азии и Африки в последней трети двадцатого века.
Усилиями бывших метрополий этих стран в них был осуществлён значительный прогресс медицинской помощи населению: снижена смертность среди новорождённых и налажена борьба с эпидемиями. В то же время, материальный и культурный уровень населения ещё не поднялся до той планки, после которой начнётся самопроизвольное снижение рождаемости.
Современная экономическая наука оказалась в этой ситуации, не готова и не может предложить развивающимся странам иных рецептов, кроме тез, которые предлагал английский священник конца восемнадцатого - начала девятнадцатого столетия; а именно: планирование семьи, сообразуясь с возможностями её прокормить.
2. Ф. Энгельс
Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Семья.
По мере того, как общество развивалось от низшей ступени к высшей, семья тоже ( как степень родства ) претерпевала изменения.
У американских индейцев господствовало легко расторжимое обеими сторонами единобрачие - " парная семья". Ирокез называет своими сыновьями и дочерьми не только собственных детей, но и детей своих братьев, а они его - отцом. Детей же своих сестёр он называет племянниками, они его - дядей. А ирокезка наоборот, называет детей своих сестёр, как и своих собственных, сыновьями и дочерьми, а те её - матерью. Эта же система применялась и у древнейших обитателей Индии, в
Индостане.
Отец, ребёнок, брат, сестра - не какие-то почётные звания. Они влекут за собой вполне определённые, весьма, серьёзные взаимные обязательства, совокупность которых составляет существенную часть общественного строя этих народов.