Финансово-промышленные группы

привлечение новых крупных организаций.



2. Финансовые аспекты деятельности ФПГ.

 


Необходимость объединения финансовых и иных активов ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности.  Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между тем структура баланса

коммерческого банка совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ.  Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ, поскольку без консолидации баланса невозможно  признание участников ФПГ консолидированной группой

налогоплательщиков,  открывающее значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.

В настоящее время основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно считать, во-первых, неплатежи покупателей и заказчиков, во-вторых, - высокий уровень налоговых отчислений. Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей

как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного расходования.

Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ  свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы.  Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может

происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж,

либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования сильно ограничены.

Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы.  Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение».

Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на

независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения

налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства.  Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об  ФПГ.


Вывод.

Экономический кризис в стране, начавшийся в начале 90-х гг. с момента перехода к рыночным отношениям, явля­ется следствием субъективных ошибок реформаторов рыночников. В основу проводимых реформ закладывались идеи западных идеологов монетаристов, направленные на унич­тожение отечественной экономики, превращение России в сырьевой придаток мирового капитала.

В результате промышленное производство в 1998 г. соста­вило порядка 55% к уровню 1990 г., а сельскохозяйствен­ное — не более 65%. Валовой внутренний продукт снизился до 50% по сравнению с 1990 г.

Одна из причин резкого снижения объемов промышлен­ного производства состоит в нехватке оборотных средств. Нет оборотных средств — нет производства — нет реализации — нет выручки — нет оборотных средств. Замкнутый круг. По­ложение обостряется отсутствием у предприятий инвести­ций — собственных и бюджетных. Кредитная политика в те­чение последних лет направлена на сферу обращения, на обеспечение сверхприбыли для финансовых спекуляций. Кре­дитование реальной сферы экономики практически отсут­ствует

Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном эко­номическом кризисе (Японии и ФРГ в послевоенные годы) показывает, что один из путей возрождения промышленно­го производства и, как следствие, всей экономики состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отрас­лей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала.

Практически во всех промышленно развитых странах фи­нансовые институты издавна управляют пакетами акций про­мышленных компаний.

Создание эффективной корпорации с учетом особеннос­тей национального бизнеса и макроэкономического состоя­ния страны является исключительно сложной задачей. Наи­более активными субъектами этой деятельности должны быть банки, промышленные и сельскохозяйственные предприя­тия, а также органы государственного управления.

Анализ развития интеграции финансового и производ­ственного капиталов показал, что создание ФПГ объектив­ный процесс организационных и институционных измене­ний, который характеризуется централизацией и интеграцией финансового и промышленного капитала и созданием в ус­ловиях первичного накопления и перераспределения финан­сов саморазвивающихся структур.

В России интеграция финансового и промышленного ка­питалов в большинстве случаев происходит не в интересах производства, что приводит к нарушению финансовыми институтами (банками, финансовыми капиталами, фондами и т.п.) своих инвестиционных обязательств.

Оптимальной организационно правовой формой интег­рации капиталов в российских регионах в рамках крупных административных районов субъектов Федерации является финансово - аграрною промышленная группа. На ее основе до­стигается централизация капитала, концентрация производ­ства, решение финансово хозяйственных проблем всех уча­стников группы, повышение эффективности их деятельности.

Условия создания региональных ФПГ практически иден­тичны нормативно правовым актам формирования и функ­ционирования действующим в настоящее время отраслевым и диверсифицированным ФПГ. Однако есть общие и специ­фические особенности интеграции капиталов в рамках тер­риториальных образований. Общая особенность создания региональных ФПГ—  это     включение в них предприятий, а также оптовых и розничных предприятий по реализации производимой ФПГ продукции.

Специфические особенности создания региональных ФПГ состоят в учете наряду с экономическими социальных, эт­нографических и пригодно климатических факторов.

Повышение эффективности создания и функционирования, региональных ФПГ зависит от решения ряда организа­ционно—правовых проблем. Это относится к упрощению структуры материалов технике экономического обоснова­ния создания ФПГ в рамках административных районов субъектов Федерации и их регистрации, а также предостав­ления этим интегрированным хозяйствующим субъектам более широкого спектра финансово экономических прав.

Для ФПГ необходимо изменить процедуру регистрации: отменить «разрешительный» характер и устано­вить «заявительный» характер регистрации.

Решение проблем повышения эффективности создания и функционирования региональных ФПГ, основные цели которых связаны с развитием местной экономики, улуч­шением обеспечения населения продовольствием и товара­ми народного потребления, зависит от усиления роли госу­дарства в регулировании экономических процессов. Имеется в виду совершенствование налогового законодательства в направлении предоставления льгот региональной сфере эко­номики, установления таможенных преград на пути конку­рентов отечественным товарам, а также расширение прав центральных компаний ФПГ в финансово кредитной сфе­ре.

Для администраций районных центров создание ФПГ важ­ное и эффективное средство решения проблем развития эко­номики региона, повышения благосостояния и улучшения социально бытовых условий населения. Местные органы вла­сти имеют значительные возможности для создания благо­приятных льготных условий функционирования интегриро­ванных хозяйствующих организаций. Активный поиск и реализация этих возможностей должны стать приоритетными направлениями деятельности представительной и испол­нительной ветвей районных властей.

Разработанные методические положения механизма со­здания  ФПГ являются решением важной при­кладной экономической задачи. Ее сущность заключается в обосновании и формировании методологического обеспече­ния процесса организации новой для территориальных обра­зований субъектов Федерации организационно правовой формы интеграции финансового, производственного и сель­скохозяйственного капиталов для стимулирования инвести­ционной активности хозяйствующих субъектов и на этой основе ускорения развития региональной экономики.

Анализ эффективности создаваемых  ФПГ показывает, что интеграция финансового, промышленного и сельскохозяйственного капиталов региона целесообразна. Она способствует повышению эффективности деятельности всех предприятий участников группы, ускорению выхода экономики  из кризиса и решению его социальных проблем.

        На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием  заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и

всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Крупным единственным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного. Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но

нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой, как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции,

давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.

Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.








Список литературы.


1. Петухов В.Н. ., Комментарий к закону о ФПГ. //ЗАО «Юридический дом «Юстициформ», 2002. – 80с.  

2. А. Г. Мовсесян "Интеграция банковского капитала - необходимое условие развития современной экономики России", председатель правления коммерческого банка "Паритет"

3. Рожков М., Балтабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г

4. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования

финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г

5. The Economist. "Survey of International corporations" 8 March 1996

Officer "Transnational corporations. Eastern Europe" Internet resources.

6. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. //Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. «Экзамен», 2000 г. – 160с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать