Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, численность работников, а далее – размер уставного капитала, величина активов, объем оборота.
Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено с 1988 года. В принятых в течение 1991 – 1995 г.г. законодательных и нормативных актах указывалось, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
Субъекты малого предпринимательства имеют как преимущества, так и недостатки.
Преимущества: быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности, более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию в ответ на требования местных рынков; более высокая оборачиваемость капитала и др.
Недостатки: более высок уровень риска; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетенция руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность партнеров при заключении контрактов и др.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США одной из главных причин неудач называют «нехватку опыта» в коммерции, финансах, управлении, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.
В современном малом бизнесе необходимы специальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления.
Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильных доход, чем фирмы, часто меняющие владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух – четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе.
Как мы видим, в успехе предприятия малого бизнеса велика роль в управлении финансами. Поэтому руководитель финансовой службы занимает особое место в деятельности предприятия.
Жизненный цикл малого бизнеса – это жизненный цикл товара, составляющего
предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа
жизненного цикла малого предприятия.
I этап – научные исследования, разработка технологии и создание
коммерческой схемы товара – это прентальный период предприятия.
II этап – начало производства товара и выход его на рынок – это детство
предприятия.
III этап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.
IY этап – деградация рынка товара – жизненный закат предприятия.
Финансовому менеджеру необходимо постоянно решать вопрос, как сделать,
чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само
предприятие? Вероятно, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и
подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. При ставке
не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог
рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.
Попытаемся ответить на вопрос, каковы особенности каждого из этапов
жизненного цикла предприятия малого бизнеса – особенности, которые
необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.
На первом этапе выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия
отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда не
покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их
коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном
временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может
рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные
средства владельца.
Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы
покрыть хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не
пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы.
Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа как можно
рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить
внешнее финансирование.
Необходимо помнить об основной дилемме финансового менеджмента: больнее
всего капкан «либо рентабельность, либо ликвидность» зажимает именно малое
предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится
быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается.
На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-
хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько
снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать
положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится
достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых
расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие
проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает
необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции
рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно,
имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому
предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского
кредита.
Однако следует помнить, что, если предприятие, желая взять максимальную
долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою
ликвидность и платежеспособность.
Печального IY этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что
стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и
внедрение новых товаров и услуг, сознательно идя на некоторое снижение
финансовых результатов предыдущего этапа.
Приведем цитату авторитетного ученого Дж. К. Ван Хорна о «малых компаниях с
ориентацией на расширение»[ ]. «Новое предприятие в растущем секторе
экономики по своей сути отличается от компании в традиционной сфере
бизнеса, которая всегда остается маленькой. Фирма, работающая в области
высоких технологий – электронике, компьютерной технике, системах информации
– может разрастись, начав с малого. Задача малой фирмы с ориентацией на
расширение – осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании
подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических
решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство…
в большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся
в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост
нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают
дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы,
основные фонды, в %-отношении обычно больше, чем размер нераспределенной
прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду
зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу,
а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность, и запасы
продолжают расти».
Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность
должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму
банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской
задолженности по расчетам…
Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких
технологий, приходится заниматься следующими вопросами: персонал,
маркетинг, производство и финансирование…
Рисков, сопряженных с основанием и ведением ориентировкой на расширение
компаний высоких технологий, великое множество… Хотя одним из путей
выживания может быть простое ограничение роста, но лишь у немногих
предпринимателей хватает на это выдержки…Отсюда и большое число банкротств
малых фирм.
Наиболее важные различия в финансовом менеджменте крупного и малого бизнеса
состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности.
Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно
загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его дороговизны,
но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия
кредитной истории.
Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс
акций, показать капитализации и уровень дивиденда.
В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в
крупных компаниях.
Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью
сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому
частное финансирование для малого бизнеса сильно затруднено.
Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с
крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:
- в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);
- у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.
Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является
грамотное управление оборотным капиталом: запасом, дебиторской
задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это
приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его
платежеспособным.
3. Финансовый анализ в рамках финансового менеджмента
Анализ финансово-хозяйственной деятельности или экономический анализ
представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием
экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных
экономических законов и факторов субъективного порядка.
Исходя из характеристик рыночной экономики, а также учитывая национальные
особенности России, представим сферу действия экономического анализа
следующим образом: