Финансы малого бизнеса
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................. 3
1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.................................................................................. 4
1.2. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ................................................................... 5
2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.......................................................... 9
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА................................................................................................................ 9
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УЧЕТ ДОХОДОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ............................................................... 10
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ И ЗАТРАТ................................................................................................. 12
3. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ................................................................................ 16
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ................................................................ 16
3.2. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ................................................................................ 20
3.3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................................... 26
Список использованной литературы................................................................................................................. 27
ВВЕДЕНИЕ
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без
малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни разви-
ваться не в состоянии. Становление и развитие его является од-
ной из основных проблем экономической политики в условиях пере-
хода от административно-командной экономики к нормальной рыноч-
ной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сек-
тор, определяющий темпы экономического роста, структуру и ка-
чество валового национального продукта; во всех развитых стра-
нах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно
поощеряет деятельность малого бизнеса.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предп-
риимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех об-
ластях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное
большинство развитых государств всемерно поощряет их деятель-
ность и особенно, в создании новых, разнообразных по специали-
зации и направлениям малых предприятий.
В мире существуют разные варианты государственной под-
держки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в
страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - госу-
дарственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита
коммерческого банка - обязательство компенсировать банку воз-
можные потери; налоговые льготы .
В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание
только в последнее время, в связи с переходом к рыночной эконо-
мике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в
условиях рыночной и не возможна в административной системе.
"Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка
предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых
предприятий , способных активизировать структурную перестройку
экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие
места , обеспечить быструю окупаемость затрат , оперативно ре-
агировать на изменения потребительского спроса" /постановление
Совмина от 8 августа 1990 г/.
1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ -
это не просто небольшое по численности или объему продукции
производство, но и совершенно новая структура, особый вид
предприятия, основанного на специальной форме собственности.
На самом деле термин МП определяет лишь количественные
параметры, а формы собственности и организации хозяйственной
деятельности при этом могут быть любые. Государственные, инди-
видуальные предприятия, общества с ограниченной ответствен-
ностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперати-
вы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попа-
дают под критерии МП.
Закон "О предприятиях в СССР" говорил о двух признаках
малого предприятия: численность работающих и обьем хозяйствен-
ного оборота , но не определял ни первого, ни второго, отсылая
к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в
"Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности"
РСФСР. Постановление N 790 определило только первый признак,
оставляя определение второго республиканскому законодательству.
Пока такого законодательства нет , следует руководствоваться
только первым : в промышленности и строительстве до 200 рабо-
тающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в
непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 ра-
ботающих человек, причем в отдельные периоды численность рабо-
тающих может колебаться в ту или иную сторону.
Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предп-
риятия - численность работающих, как признаком обьема хо-
зяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо
верно определить отраслевую принадлежность предприятия.
1.1. РОЛЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Переход к рыночной экономике потребует изменения всей
экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осу-
ществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предп-
риятий , а для создания необходимой инфраструктуры потребуется
не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприя-
тий можно преобразовать социально-экономическую структуру об-
щества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть
монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных
отношений. В мировой экономике огромное количество предприятий
и фирм , из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится
на мелкие предприятия (по числу работающих)
Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту
конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными
предприятиями подобная форма предпринимательства обладает оп-
ределенными достоинствами : это гибкость и моментальная
приспособляемость к коньюнктуре рынка, способность быстро изме-
нять структуру производства , быстро создавать и оперативно
применять новые технологии и научные разработки : это дух ини-
циативы , предприимчивость и динамизм .
Для отдельных граждан преимущества при создании малых
предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хо-
зяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие
-юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо,
гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного иму-
щества то имущество, которым предприятие будет отвечать по
своим обязательствам ; имущества учредителя и имущество предп-
риятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользо-
ваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для
малых предприятий.
К преимуществу малых предприятий следует отнести и разре-
шение производить ускоренную амортизацию активной части произ-
водственных фондов.
Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их ма-
териально-техническим ресурсами предприятиями и организациями,
на базе структурных единиц которых они образованы, а также
создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче
в аренду машин и оборудования малым предприятиям.
1.2. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятель-
ности", его глава IY.
Порядок учреждения МП.
Предприятие может быть учреждено либо по решению
собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по
решению трудового коллектива государственного или муниципаль-
ного предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.
Предприятие может быть учреждено в результате выделения
из состава действующего предприятия, объединения, организации
одного или нескольких структурных подразделений с сохранением
за ними существующих обязательств перед предприятием.
Предприятие может быть учреждено в результате принуди-
тельного разделения в соответствии с антимонопольным законода-
тельством РФ.
Учредительными документами предприятия являются устав
предприятия, а также решение о его создании или договор учре-
дителей. В уставе предприятия определяются организационно пра-
вовая форма предприятия, его название, адрес, органы управле-
ния и контроля, порядок распределения прибыли и образования
фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предп-
риятия.
Устав предприятия утверждается его учредителем. На госу-
дарственном и муниципальном предприятии, а также на предприя-
тии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля
государства или местного Совета составляет более 50%, устав
утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает права
юридического лица со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия.
Государственная регистрация предприятия, независимо от
его организационно-правовой формы, осуществляется местным Со-